Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Большая перемена

Государственные служащие Норвегии должны быть готовы к значительным изменениям после того, как красно-зеленое правительство начнет осуществлять властные полномочия. Переговоры лидеров победивших на выборах партий касаются не только распределения министерских постов, но и новой структуры кабинета министров. В обмен на ключевые посты, которые отойдут к представителям Рабочей партии, социалисты и центристы надеются возглавить новые суперминистерства.

Сближение позиций

Рутинная процедура обсуждения кандидатов на министерские посты стала для левых еще одним поводом сблизить точки зрения на проблемы внешней и внутренней политики страны. Торгам за министерские портфели лидеры красно-зеленых предпочли обсуждение важнейших задач, стоящих перед правительством большинства, и реорганизацию кабинента министров, позволяющую максимально эффективно провести обещанные избирателям реформы. После того, как договоренности о структуре правительства будут достигнуты, лидеры обсудят распределение постов между партиями и персональные кандидатуры членов правительства.

Было нетрудно предположить, что свои консультации Йенс Столтенберг, Кристин Халворсен и Ослауг Хага продолжат в том же отеле "Сория Мория" на Холменколлене, где проводились важнейшие предвыборные совещания и ковалась так нелегко доставшаяся красно-зеленым победа. Консультации о планах работы правительства начались в прошлый понедельник и проходили непросто, но лидеры левых на каждой пресс-конференции, которой заканчивался рабочий день, говорили о своем удовлетворении достигнутыми результатами.

Вот неполный перечень пунктов, о которых им удалось договориться:

  • налоги повысятся и вернутся на уровень 2004 года;
  • коммуны получат больше денег, чем было предусмотрено правительством Бунневика в бюджете 2006 года;
  • будут прекращены проекты создания конкурентной среды и приватизации в области образования, здравоохранения и социальной помощи;
  • собственность предприятий общественного сектора будет увеличиваться;
  • организация школьного досуга будет организована лучше и станет дешевле;
  • будет лучше финансироваться строительство школ;
  • младшие школьники будут обеспечены бесплатными фруктами и овощами, а организация школьного питания будет улучшена;
  • родильные отделения и отделения неотложной помощи не будут закрываться по экономическим причинам;
  • людям до 25 лет будут гарантированы рабочие места, значительные ресурсы выделяются на помощь тем, кто является безработным продолжительное время;
  • будут отменены сокращения пособий по безработице;
  • работники будут получать полную заработную плату во время болезни;
  • закон, расширяющий права найма временных работников, будет отменен;
  • места в детских садах будут предоставлены всем желающим;
  • максимальная цена места в детском саду не будет превышать 1750 крон;
  • увеличится поддержка производственного сектора экономики;
  • научные исследования будут финансироваться на уровне, соответствующем средним показателям в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития;
  • больше внимания будет уделяться общественному транспорту, особенно в крупных городах и вокруг них;
  • ассигнования на транспорт значительно вырастут по сравнению с предложениями правительства Бунневика;
  • будет чаще практиковаться наказание в виде привлечения к общественным работам, особенно для граждан моложе 18 лет;
  • увеличится финансирование культуры - правительство ставит целью довести уровень финансирования в 1 процент от национального бюджета к 2014 году;
  • прекращаются попытки создания конкурентной среды в перевозке пассажиров по железной дороге;
  • количество почтовых работников по всей стране будет сохраняться на прежнем уровне;
  • помощь развивающимся странам достигнет уровня 1 процента валового национального дохода.

Структура правительства изменится

В правительстве Бунневика было 18 министерств. Вместе с премьер-министром 19 человек именовались, в соответствии с конституцией страны, "государственными советниками". Состав министерств второго правительства Бунневика был следующим: труда и социальной защиты, по делам семьи и детства, финансов, рыболовства и мореплавания, обороны, здравоохранения, юстиции и полиции, регионального развития, культуры и церкви, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, модернизации, промышленности и торговли, нефти и энергетики, путей сообщения, образования, иностранных дел. Отметим, что все ключевые министерские посты – иностранных дел, обороны, нефти и энергетики, образования и регионального развития (последнему подчинена иммиграционная служба) занимали представители партии "Хёйре". У "Хёйре" было 10 министерских постов, у Христианской народной партии – 5, у "Венстре" – 3.

Красно-зеленая коалиция желает изменить задачи ряда министерств и объединить некоторые выполняемые ими функции. Для реализации важнейших положений партийных программ Социалистической левой партии (СЛП) и партии Центра (ПЦ) предполагается создать три новых "суперминистерства". Газете Dagbladet удалось узнать подробности предстоящих реформ исполнительной власти:

  • Будет создано новое министерство знаний, на его создании настаивает СЛП. Государственный советник этого министерства должен отвечать за дошкольное воспитание, последующее образование и научные исследования. Министерство будет заниматься образовательным процессом каждого гражданина от рождения и до самой смерти. Предполагается полностью или частично подчинить министру знаний сегодняшнее министерство по делам детей и семьи.
  • Создается новое министерство регионов. Министр этого правительства будет отвечать за координацию всех правительственных программ, касающихся региональной политики. Вместе с этим министерство больше не будет заниматься вопросами иммиграционной политики.
  • Образуется министерство окружающей среды и энергетики. Это пока самое непроработанное предложение, однако, СЛП настаивает на том, что сегодняшнее министерство защиты окружающей среды должно нести бóльшую ответственность за проекты, связанные с воздействием на экологию, особенно за те, которыми занимается сегодняшнее министерство нефти и энергетики.

Наряду с созданием новых суперминистерств предполагаются большие сокращения и перераспределения полномочий существующих министерств:

  • Министерство модернизации вероятно перестанет существовать в своем теперешнем виде. Оно станет частью сегодняшнего министерства труда и социальной защиты.
  • Министерство по делам семьи и детства войдет в состав нового министерства знаний.
  • Министерство нефти и энергетики может быть разделено на части. СЛП считает необходимым связать задачи разработки энергоресурсов с проблемами окружающей среды, а Рабочая партия (РП) полагает, что работу министерства необходимо координировать с задачами внешней политики.
  • Вопросы иммиграционной политики, за которые сегодня отвечает министерство регионального развития, будут переданы в другое министерство. Предложения РП состоят в том, чтобы иммиграционными проблемами занималось управление социальной поддержки (Bistandsdepartementet), а сами проблемы решались более координированно.
  • Планируется значительное усиление работы на Севере. Вопрос о создании поста министра северных территорий не обсуждается, однако рассматриваются предложения о создании специального департамента в МИДе.
  • Правительство намерено усилить координацию МИДа и министерства обороны в вопросах политики безопасности. Предложение об объединении этих министерств, которое высказали представители СЛП, выглядит нереальным.
  • Партия центра (ПЦ) настаивает на передаче вопросов туризма в министерство экономики и торговли.

Если РП согласится с предложениями СЛП и ПЦ, то к лейбористам отойдут посты министров иностранных дел и обороны. Рабочая партия настаивает на том, чтобы эти министерства заняли ее представители.

Прическа Столтенберга пока цела

Во время обсуждения вопросов обороны и безопасности между лидерами левых возникли первые серьезные разногласия. Принципиальная позиция СЛП заключается в том, что все норвежские офицеры из подразделений НАТО в Ираке должны вернуться домой. "Их служба оплачивается Норвегией, и мы хотим, чтобы они вернулись домой", - таково мнение лидера партии Кристин Халворсен. Халворсен подчеркнула, что вопрос будет обсуждаться и далее, но позиция ее партии состоит в том, что все норвежцы, в том числе те, кто служит в НАТО, должны покинуть Ирак. Партия намерена изучить, каким образом такие воющие страны, как Германия и Испания, решили вопрос со своими военнослужащими из состава подразделений НАТО.

"Нам нужно как можно больше доводов, чтобы показать, что СЛП права", - полагает Халворсен. Все три партии едины в желании вернуть норвежских офицеров, посланных в Ирак непосредственно из Норвегии, домой. Сейчас их в Ираке около двадцати. Однако и Йенс Столтенберг, и Ослауг Хага считают неактуальным возвращение домой военнослужащих из состава воинских подразделений НАТО, ООН и ОБСЕ.

"Мы должны следовать норвежской традиции и практике", - считает Столтенберг. В этом вопросе ПЦ также не согласна с СЛП. "Это абсюлютно несвоевременно. Норвежские военные должны укреплять международные организации, а не правительство, это одна из национальных традиций", - считает Хага.

- Даже если за них платит Норвегия? "Да",- ответила Хага. На пресс-конференции Йенс Столтенберг подчеркнул, что тон переговоров между тремя партиями был конструктивным. "Мы провели день неплохо, и пришли к согласию по большинству вопросов", - отметила Хага. "Мы пока не начали ссориться, и все волосы Столтенберга на месте", - пошутила Халворсен.

Ответственные за внешнюю политику

В одной из наших публикаций было высказано предположение, что пост министра иностранных дел второго правительства Столтенберга займет бывший лидер РП, экс-премьер-министр и экс-министр иностранных дел Турбьёрн Ягланд. Однако, как было официально объявлено, Ягланд отказался от ответственного поста, по конституции приравненного к посту первого заместителя премьера правительства. В газетах утверждалось, что с кандидатурой Ягланда не согласились лидеры СЛП и ПЦ, поскольку бывший председатель внешнеполитического комитета Стортинга слишком активно ратовал за сближение страны с Европейским союзом.

Учитывая заслуги Ягланда перед РП, ее руководство единогласно решило предложить Ягланду занять кресло президента Стортинга. От данного предложения Ягланд не отказался, он сменит на этом посту своего однопартийца Йоргена Косму.

Вице-президентом Стортинга скорее всего станет ушедший с поста председателя партии Прогресса (ПП) Карл Ивар Хаген. У него есть формальные основания занять важную должность: партийная фракция ПП является второй по численности в парламенте. Кроме того, Хаген оказал услугу левым, когда заявил, что не будет поддерживать буржуазное правительство, если его лидером останется Бунневик.

Пост министра иностранных дел, скорее всего, займет бывший посол Норвегии в ООН и нынешний заместитель Генерального секретаря этой организации Ян Эгеланн (Jan Egeland). Со свойственной опытным дипломатам осторожностью Эгеланн заявил, что согласится с предложением возглавить МИД, если от лидеров коалиции поступит соответствующее предложение. Мы склонны считать, что такое предложение поступит, поскольку лидеры красно-зеленых считают одним из важнейших направлений внешней политики страны усиление помощи развивающимся странам. Именно этими проблемами занимался Эгеланд в должности заместителя генерального секретаря ООН.

Не ушло от внимания газетчиков еще одно назначение во внешнеполитическом ведомстве Норвегии. Супруга премьер-министра Столтенберга, Ингрид Шулеруд (Ingrid Schulerud), стала директором одного из департаментов МИД. Г-жа Шулеруд работала в МИД в течение нескольких последних лет, теперь она возглавила вновь созданное подразделение, которое будет заниматься странами Восточной Европы, недавно ставшими членами Европейского союза.

Отделить церковь от государства

СЛП хочет пойти на еще один радикальный шаг – она настаивает на изменении положения конституции Норвегии о назначении министров правительства. Социалисты считают устаревшим конституционное положение о том, что минимум половина министров должна быть прихожанами Норвежской церкви (соответствующее положение содержится в разделе 12 основного закона страны).

"Наши требования просты: это положение ошибочно. Мы хотим изменить конституцию и отделить церковь от государства. Это больше не должно быть проблемой", - считает лидер СЛП Кристин Халворсен. Сама Халворсен и большинство других кандидатов в министры являются прихожанами государственной церкви. Поэтому это положение никак не препятствует лидеру СЛП и членам ее команды войти в правительство. "У нас много членов государственной церкви. Хуже всего дела обстоят с Йенсом", - улыбается Халворсен. Йенс Столтенберг действительно не является прихожанином государственной церкви и ранее говорил о том, что не разделяет взглядов какой-либо религии. Сам Столтенберг отказался комментировать предложение Халворсен, но считает, что положение конституции должно быть изменено до того, как с подобной инициативой выступит сама государственная церковь.

Как видим, левые партии не обманули ожиданий своих избирателей и еще до начала работы правительства разработали объемную программу реформ. Разногласия между лидерами партий не помешали будущему премьер-министру заявить журналистам, что красно-зеленые собираются руководить страной до 2013 года. Практика показывает, что Йенс Столтенберг не привык бросаться словами, однако сделать прогноз на столь длительный срок пока не представляется реальным.

Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2237



Hosted by uCoz