Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Харальд Стангхелле: демоны среди нас--Aftenposten 12.08.2006

Demonene blant oss
ВЗБЕШЕННЫЙ. «Он что, хочет холокоста?» - этот резкий вопрос Шимон Перес адресует Юстейну Гордеру. Лауреат Нобелевской премии мира взбешен. Наступила пора, когда само время взбесилось.
    
Редактор отдела политики газеты Aftenposten Харальд Стангхелле


83-летний Шимон Перес - великий патриарх израильской политики. Израильский вице-премьер является провидцем и прагматиком, спорщиком и властолюбцем, он разочарован Норвегией с тех пор, как стал известен здесь, посетив страну первый раз почти пятьдесят лет назад. Это полное право Нобелевского лауреата, но есть достаточно много причин, чтобы разочарование стало взаимным.

Бескомпромиссные преувеличения

Дискуссии после публикации статьи Юстейна Гордера были скомканными дебатами, полными гипербол. Фронты изготовились к бою, а словесные оценки лишены компромисса. Пребывая в печали и возмущении, наш международно-известный писатель, который часто бывает удивительно очаровывающим, написал жесткую буллу против права Израиля на существование. 
На его статью  столь же непримиримо и несоразмерно содеянному был повешен ярлык худшей писанины со времен написания Адольфом Гитлером литературной и философской макулатуры «Майн Кампф», в это же время израильский посол назвала послание «чистым антисемитизмом». Худшей из всех следует признать оценку Шимона Самуэля из уважаемого Центра Симона Визенталя, который в открытом письме ни много, ни мало намекнул, что норвежский писатель «опасно болен от злости или болезни Альцгеймера, или от того и другого». 
Заблуждение Гордера

Подобный образ врага стал еще более искаженным тогда, когда сам Юстейн Гордер заявил, что «я чувствую себя таким же испуганным как евреи, когда у них была на то историческая причина».
  
Сказанное может читаться почти сюрреалистически: Жаркая, назойливая и, вне всякого сомнения, неприятная дискуссия, начатая им самим, преподносится столь же пугающе, как стояние спиной к стене напротив погромщиков или расстрельных команд в концлагерях?

Почти невозможно поверить, что подобное мог сказать находящийся в расцвете сил писатель. Но теперь, когда сила спонтанных вспышек гнева готова затухнуть, а сам Юстейн Гордер выступил с необходимыми разъяснениями в сегодняшней газете, мы видим, что дискуссия открыта для восприятия иной перспективы.

Сегодняшняя общественная температура

У нас напряженные отношения с Израилем, и два опроса общественного мнения показывают общественную температуру: опрос, проведенный Infact для VG, демонстрирует, что целых 46,6 процента респондентов поддерживает выпад Гордера против Израиля, 36,6 процента – не поддерживает. 60,1 процента выбранных для опроса полагает, что Израиль не имел права нападать на Ливан, тогда как 24,4 процента заявили, что Израиль имел на это право.
  
В опросе Aftenposten 28 процентов респондентов возложили на Израиль основную ответственность за конфликт, 7 процентов обвинили США, а 25 возложили вину на Хезболлу. Одновременно этот опрос, проведенный Norsk Respons-målingen, показал, что примерно половина населения лишены иллюзий, поскольку либо не верят в перемирие, либо не симпатизируют какой-либо из сторон. Это вполне отчетливый результат, больше всего показывающий, как радикально изменилось наше отношение к Израилю.

Уникальная история

В течение нескольких десятилетий государство Израиль являлось в нашем коллективном представлении чем-то особенным: религиозные, исторические, политические и моральные нити сплелись вместе и образовали единое целое. Для христиан Израиль был и частично остается звеном божественного плана, которое выше тех норм, которыми измеряются другие национальные государства.

Для норвежского рабочего движения молодое еврейское государство было мечтой и идеей, в которых неортодоксальные решения, касающиеся всех, демонстрировали своего рода третий путь к социалистическому обществу. Израиль стал для верной НАТО страны Норвегии «западным» анклавом в арабском мире, где доминировал Советский Союз. И для большинства народа безоговорочная поддержка Израиля стала выполнением морального долга перед теми, кто пережил чудовищные преступления гитлеровского режима против живших в Европе евреев.

В нашей внешнеполитической и одновременно народной истории не найти другого соответствующего примера когда отношения между двумя странами имели бы столь многообразные измерения: религиозные, идейные, политические и моральные. Сумма всего этого стала своего рода зеркалом, которое отражает наши отношения, несмотря на то, что мы давно отказались от более или менее идеалистического взгляда на Израиль. С наших глаз слетели розовые очки, и мы увидели иную и жестокую реальность.

В плену у самого себя

Сегодняшний Израиль в следующем году сможет отметить 40-летие статуса оккупационной державы. Страна, которая должна использовать своих солдат, чтобы сдерживать другой народ, сама становится жертвой. И Израиль превращается в жестокое общество, пленника собственной логики.

Цена за нежелание работать над выработкой болезненных мирных решений становится все более высокой, чем если бы за них взялись, к чему призывал более трех десятилетий назад ветеран сионизма Наум Гольдман.

Весьма парадоксально, что Израиль стал все более и более походить на своих арабских соседей, и это отнюдь не комплимент еврейскому государству. 

Интенсивнее чем в других странах

Оккупационная политика, войны в Ливане, норвежское участие в миротворческих силах в Ливане и многие другие неудачные попытки установления мира. Все это повлияло на наши отношения. И именно потому, что соглашения, подписанные в Осло, очень быстро стали частью собственной национальной истории, достаточно много норвежцев были более чем разочарованы разрывом этих договоренностей.

Это отдельная глава в истории нашего изменившегося представления об Израиле, которая может быть некоторым объяснением тому, почему критика Израиля в Норвегии более интенсивна, чем во многих других европейских странах. Критика в адрес Израиля жестка и во многом оправданна.

Но под покровом этой политической критики мы видим также, что все больше и больше проводится параллель с преступлениями третьего рейха. Эхуд Ольмерт представляется как охранник концентрационного лагеря, Западный берег сравнивается с Варшавским гетто, а поведение Израиля с «определенным народом господ». Это опасное развитие.

Исторический обман

Мы совершим исторический обман, если будем дальше не в состоянии различать жестокую и заслуживающую порицания политику войн и оккупации и стремление к мировому господству, основанное на идеологии, предполагающей промышленное уничтожение евреев, цыган и гомосексуалистов.

Поскольку они представляют демонизированное государство Израиль, мы должны до смерти бояться этих сравнений, которые норовят стать приемлемыми в дискуссиях и журналистике. Мы должны опасаться демонизации поскольку из-за этого мы теряем голову. Демонизировать страну, народ или государственного деятеля становится повсеместно дозволенным.

Вместе с этим мы изгоним демонов из нас самих.
http://www.aftenposten.no/meninger/kommentarer/article1419261.ece


Hosted by uCoz