Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Возвращение шедевров

Последний день лета стал праздником для поклонников норвежского художника Мунка во всем мире. На специально созванной в Осло пресс-конференции высокопоставленные полицейские чиновники заявили, что украденные из музея Мунка полотна «Крик» и «Мадонна» найдены целыми и почти невредимыми. Детали полицейской операции не разглашались, но полиция утверждала, что за картины не пришлось платить денежный выкуп. Не сообщалось также о произведенных в ходе операции задержаниях.
 
Пресс-конференция: Инспектор Ивер Стенсруд (справа) и его коллега не раскрыли деталей проведенной операции. ФОТО: SCANPIX История события такова. 22 августа 2004 года среди бела дня двое вооруженных налетчиков в масках ворвались в музей Мунка в Осло и на глазах испуганной публики сорвали со стен два полотна художника – «Крик» и «Мадонна». Искусствоведы считают «Крик» самой известной картиной Мунка, а оба произведения почитаются знатоками живописи во всем мире как шедевры экспрессионизма. Неподалеку от музея налетчиков  ждал сообщник в машине, на которой похитителям удалось скрыться. Полотна самого знаменитого художника Норвегии практически не охранялись: в музее отсутствовала сигнализация и другие необходимые меры безопасности, охрана была невооруженной, а картины даже не были застрахованы.
Картины Мунка похищали и раньше; в 1994 году перед зимней олимпиадой в Лиллехаммере полотно художника было украдено из местного музея. Властям было предложено заплатить огромный денежный выкуп, но после решительного публичного отказа преступники подбросили картину, оповестив об этом полицию. Тогдашняя история длилась всего три месяца, новое же похищение расследовалось гораздо дольше и сопровождалось сенсационными и подчас драматическими подробностями и версиями.
Поиск преступников и украденных картин стал для норвежских властей вопросом национального престижа. Городские власти норвежской столицы приняли решение о выделении нескольких десятков миллионов крон за информацию об украденных шедеврах. Кроме того, музей Мунка был спешно закрыт на реконструкцию: галерея открылась вновь только после внедрения самых строгих мер безопасности. Не остались безучастными к пропаже и рядовые граждане: полиция заявила, что в ходе расследования было изучено свыше 70 000 телефонных звонков.
Расследование завершилось в январе этого года судебным процессом. Двое грабителей и их сообщник были приговорены к длительным срокам тюремного заключения и многомиллионному денежному штрафу. Трое других персон, которым инкриминировалось участие в ограблении, были судом оправданы. Однако точка в расследовании так и не была поставлена: злоумышленники не выдали организаторов похищения, а сами полотна не нашлись. Норвежские газеты были полны сенсационных версий, в феврале газета Dagbladet сообщила даже, что преступники вынуждены были уничтожить «Крик» и «Мадонну», поскольку продать столь известные полотна невозможно.
Dagbladet, вероятно, была лидером по числу сенсационных новостей об украденных картинах. В конце июля эксперты в области культуры, работающие в газете, предположили, что «Крик» и «Мадонна» могли попасть на подпольный российский рынок антиквариата. «Может оказаться значительно более выгодным привезти эти картины в Санкт-Петербург или Москву, чем в Лондон или Париж», - писала Dagbladet.
Более правдоподобная версия, также обсуждавшаяся на страницах норвежских газет, заключалась в том, что в «деле Мунка» был замешан один из самых одиозных преступников страны Давид Тоска, осужденный на девятнадцать лет тюрьмы за организацию вооруженного ограбления банка и убийство полицейского. В начале сентября должен состояться суд второй инстанции, в ходе которого адвокат надеется на смягчение приговора. Версия Dagbladet, которую отказались комментировать генеральный прокурор и полиция, заключалась в том, что Тоска согласился раскрыть местонахождение украденных шедевров в обмен на облегчение режима тюремного пребывания.
На состоявшейся 31 августа пресс-конференции возглавлявший расследование кражи картин Ивер Стенсруд не стал раскрывать детали проведенной операции и лишь отметил, что никакого денежного выкупа уплачено не было. Стенсруд объявил, что картины вернутся в музей Мунка для окончательной экспертизы и реставрации. Руководитель расследования подчеркнул, что состояние холстов оказалось лучшим, чем рассчитывали полицейские и искусствоведы. 1 сентября картины были доставлены в музей Мунка и помещены в запасники. Пока счастливые работники музея не могут назвать сроки, когда шедевры будут снова доступны публике. Музейщики говорят, что картины получили незначительные повреждения и нуждаются в реставрации, однако следы будущих «доделок» будут незаметны для посетителей.
Было бы не совсем правомерным проводить какие-либо параллели между «делом Мунка» и кражей экспонатов из Эрмитажа. Пожалуй, можно сделать лишь два важных вывода. Во-первых, на музейной безопасности нельзя экономить, поскольку плата за недофинансирование и халатность оказывается слишком высокой. Руководство музея Мунка много раз просило власти увеличить бюджет, но даже в богатой Норвегии деньги нашлись только после ограбления.
Во-вторых, «пристроить» украденное оказывается очень сложно, поскольку о краже становится известно буквально во всех уголках мира. Однако условием этого является стопроцентная каталогизация музейных экспонатов, как выставленных на всеобщее обозрение, так и находящихся в запасниках. Среди предпринятых в Музее Мунка мер безопасности было и создание нового и открытого для всех каталога картин. Остается надеяться, что наши власти и музейные руководители также осознают, что информационная открытость и доступность экспонатов для злоумышленников не являются синонимами. Как раз наоборот. Адрес статьи в Интернете:

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10238289@SV_Articles  


Hosted by uCoz