Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Color с русским оттенком

Руководители двух самых крупных компаний Норвегии, Statoil и Norsk Hydro, подготовили решение об их объединении. Эксперты считают, что слияние нефтегазовых активов было вызвано решением «Газпрома» о самостоятельном освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения
Как писала газета Dagens Næringsliv, финальная стадия переговоров о слиянии компаний Statoil и Norsk Hydro заняла четверо суток и закончилась поздним вечером в воскресенье, 17 декабря. Руководители компаний Хельге Лунд и Эйвинн Рейтен доложили о результатах переговоров премьер-министру Йенсу Столтенбергу и получили его одобрение на проведение самого большого слияния в истории Норвегии.
Во избежание утечки информации операция получила кодовое название Color («Цвет»), а в рабочих документах Norsk Hydro и Statoil именовались как «голубая» и «красная» компании. В работу было вовлечено около сотни человек, переговоры продолжались днем и ночью. Ранним утром 18 декабря руководители компаний выступили на экстренно созванной пресс-конференции, где обнародовали факт объединения и основные пункты договоренностей.
После завершения сделки Norsk Hydro будет заниматься только одним видом деятельности – развитием производства алюминия. Нефтегазовые активы компании поглощаются Statoil, в результате образуется оператор оффшорных месторождений, добывающий 1,9 млн баррелей нефти в день и владеющий резервами в 6,3 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Объединенная нефтегазовая компания получит новое имя. Процесс слияния должен завершиться в третьем квартале 2007 года. Хельге Лунд возглавит руководство концерна, а Эйвинн Рейтен станет председателем совета директоров.
Бесплатный алюминий
Акционеры Norsk Hydro получат 0,8622 акции объединенной компании в обмен на одну акцию, а владельцы Statoil смогут обменять акции в соотношении один к одному. В результате собственники Norsk Hydro станут обладателями 32,7% акций объединенной компании, а акционеры Statoil – 67,3%, из них норвежскому государству будет принадлежать пакет в 62,5% акций (сегодня государство владеет 71% акций Statoil и 44% – Norsk Hydro). Сумма сделки оценивается в 28 млрд долларов, а рыночная капитализация новой компании, рассчитанная исходя из соотношения текущей стоимости акций и условий их обмена, составит 92,28 млрд долларов.
Правительство Норвегии заявило в своем пресс-релизе, что желает довести госпакет до 67% и собирается просить на это разрешение Стортинга. «Это решение – начало новой эпохи. Мы объединяем лидирующие в мире энергетические компании Норвегии и обеспечиваем стране укрепление ее нефтегазовых позиций», – заявил Столтенберг. Премьер отметил, что объединенная компания станет сильнее как на внутреннем, так и на международном рынке. «Новая компания создаст огромные ценности для норвежского общества. Это хорошее решение, отвечающее современным вызовам в нефтегазовой сфере. Правительство считает, что предложение о слиянии нефтегазовых производств компаний технологически и стратегически обосновано», – подчеркнул глава правительства. Биржевой рынок бурно отреагировал на эту важнейшую новость: в день объявления о слиянии курс акций Norsk Hydro вырос на 21%, тогда как акции Statoil подешевели почти на 2%. То, что после объявления акции Norsk Hydro сильно подорожали, не удивило биржевых аналитиков. «Нефтегазовая часть Norsk Hydro была оценена почти как половина компании Statoil, это и явилось основной причиной роста акций, – заявил один из экспертов. – Сделка означает, что акционеры Hydro получат алюминиевую часть компании почти бесплатно».
Опора на Путина
Комментируя столь важную для норвежского правительства сделку, Йенс Столтенберг рассказал, что до него доходили оценки российской стороны, в которых подчеркивалась необычность ситуации, когда две компании из одной страны конкурируют между собой в одном проекте. От прямого ответа на вопрос, кто именно высказывал подобные оценки с российской стороны, Столтенберг уклонился. «Давайте я скажу, что это была поддержка со стороны русских», – предложил он. Как отметила в связи с этим газета Aftenposten, «случай со Штокманом укрепил веру премьера в необходимость одной большой нефтегазовой компании».
Ответственный редактор газеты Finansavisen Трюгве Хегнар, сравнивший усилия Столтенберга с действиями Владимира Путина, относится к слиянию критически. «Посредством объединения государство получит еще больший контроль над норвежским нефтегазовым рынком. Мы не видим причин кричать „Ура!“, – пишет Хегнар. – В отличие от России, где Путин круто взялся за дело, чтобы обеспечить полный контроль над нефтегазовой промышленностью, здесь то же самое происходит путем слияния и покупки акций на рынке. Итоговый результат будет примерно таким же».
Газпромовский след
Переговоры о слиянии двух ведущих компаний Норвегии велись неоднократно с тех пор, как в 2001 году была проведена частичная приватизация компании Statoil и ее акции стали котироваться на биржах. Официальной причиной успешного окончания нынешних переговоров лидеры обеих компаний назвали желание укрепить свои позиции на международных рынках. Действительно, как Statoil, так и Norsk Hydro в последние годы делали большую ставку на развитие бизнеса за границей – в Мексиканском заливе, Ливии, Анголе и других странах.
Корреспондент «Эксперта С-З» обратился за комментарием к руководителю департамента информационного обеспечения международных связей Hydro Oil & Energy Каме Холте Странн. «Решение о слиянии явилось результатом стремления усилить нашу конкурентоспособность, а не следствием решения о Штокмане или других событий. Мы объединили наши мощности», – ответила Странн.
Тем не менее многие норвежские эксперты считают, что объединение состоялось именно из-за отказа «Газпрома» допустить иностранные компании к разработке Штокмановского месторождения. Вплоть до этого момента обеим сторонам казалось невозможным обсуждать какой-либо обмен акциями, заявил 18 декабря газете Dagens Nжringsliv анонимный источник, посвященный в детали переговоров. «Я абсолютно уверен в том, что слияния не произошло бы, если Hydro или Statoil попали бы в Штокман. Прошло не так много времени после отказа, как начались консультации. Причину объединения следует искать в ответе „Газпрома“, а также в том, что эту идею стали разделять власти и руководство двух компаний», – отметил эксперт. Эту же точку зрения разделяет аналитик компании Carnegie ASA Джон Олайсен, который заявил агентству Bloomberg: «Если бы Hydro получила большую долю в Штокмане, я не думаю, что это объединение случилось бы».
Санкт-Петербург – Осло
Адрес статьи в Интернете:
http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/48/sliyanie_statoil_i_norsk_hydro/


Hosted by uCoz