Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Впереди экономики

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG приобрела у компании ExxonMobil долю в лицензиях на право добычи газа на норвежском континентальном шельфе. Как считают польские политики, сделан реальный шаг в преодолении зависимости от поставок российского газа. Эксперты, однако, выражают сомнения в том, что провозглашенная правительством Качиньского стратегия диверсификации импорта энергоносителей целесообразна и экономически обоснована.
Из соображений безопасности Норвегия не строит магистральных газопроводов на суше. Источник: GASSCO
Новый игрок
Как было объявлено 1 марта, государственная польская компания Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) подписала с компанией ExxonMobil соглашение о приобретении 15−процентной доли в двух газовых месторождениях – Скарв и Снадд – на шельфе Норвежского моря. Стоимость сделки составляет 360 млн долларов; запасы углеводородов на этих месторождениях оцениваются в 36 млрд кубометров газа, 15 млн тонн нефти и 6 млн тонн конденсата. Прямое участие PGNiG в разработке месторождений потребует дополнительных инвестиций в размере 600 млн долларов, а вложения всех участников консорциума (в который входят компании BP, Shell, Statoil и Norsk Hydro) составят примерно 5 млрд долларов. Оценки показывают, что себестоимость газа довольно высока: без учета налогов и операционных издержек – около 100 долларов за 1 тыс. кубометров. Начало промышленной добычи запланировано на 2011 год.
Польские власти охарактеризовали договор как первый реальный шаг в преодолении зависимости от поставок газа из России, сообщила новостная лента Upstreamonline. «Это отличные новости, мы обеспечили себя поступлением газа и заручились поставками из различных источников», – заявил на пресс-конференции премьер-министр Польши Ярослав Качиньский. Заместитель министра экономики Польши Петр Наимский сообщил 5 марта Польскому радио, что готовится соглашение с норвежскими компаниями о строительстве газопровода в Польшу через Данию, по которому можно будет получать 3 млрд кубометров газа в год – добытого на Скарв и Скадд, а также купленного на других месторождениях норвежского шельфа. «Это приобретение осуществлено в рамках нашей стратегии увеличения долей в газовых и нефтяных месторождениях за пределами Польши, обеспечивающей диверсификацию поставок», – сообщалось в пресс-релизе компании PGNiG. Готовность присоединиться к польско-норвежскому газовому проекту выразила Литва. Литовский премьер-министр Гедиминас Киркилас заявлял о намерениях объединить не только электроэнергетику, но и газовые системы Литвы и Польши.
Советник ExxonMobil Кирсти Мауритцен так объяснила причину продажи компанией доли в месторождениях: «Мы продали их, поскольку это те территории, возможности которых другие могут использовать лучше. Кроме того, норвежские власти хотели бы увеличения числа сделок по купле-продаже долей в месторождениях на шельфе, поскольку заинтересованы в привлечении новых игроков». Мауритцен подчеркнула тем не менее, что ExxonMobil остается крупнейшей международной нефтегазовой компанией, работающей в Норвегии, и желает занимать лидирующие позиции и в будущем.
Диверсификация на марше
Стратегия диверсификации поставок, цель которой – существенно ослабить зависимость Польши и ее основной нефтегазовой компании PGNiG от поставок российских энергоносителей, предусматривает целый ряд мер. Помимо разработки собственных энергоресурсов, а также участия в строительстве АЭС в Литве (см. «Атомная солидарность», «Эксперт С-З» №9(311) от 5 марта 2007 года), стратегия включает значительное увеличение газовых поставок из Норвегии и сооружение морского терминала для перегрузки сжиженного природного газа (СПГ).
О планах строительства морского терминала СПГ польские власти объявили в начале января прошлого года, сразу после российско-украинского газового конфликта. «Мы начали переговоры со странами Северной Европы, а также с западными странами о поставках газа. В дополнение к этому мы начали строительство морского терминала для приема СПГ, поскольку диверсификация импортных поставок газа должна стать одним из приоритетов Польши», – заявил тогдашний польский премьер-министр Казимеж Марцинкевич. Как сообщают СМИ, оператором проекта строительства терминала вблизи Свиноустья выступает компания Gaz de France, стоимость проекта – 4−5 млрд долларов.
В июне прошлого года на саммите стран региона Балтийского моря в Рейкьявике Марцинкевич дважды встречался со своим норвежским коллегой Йенсом Столтенбергом, для того чтобы добиться увеличения поставок газа из Норвегии. «Мы заинтересованы в увеличении продаж норвежского газа, но важно подчеркнуть, что продает газ не норвежское правительство», – таков был комментарий Столтенберга новостному агентству NTB. «Мы не принуждаем норвежские компании продавать газ определенным странам или клиентам. Но если финансовые обстоятельства благоприятствуют этому, правительство поддержит подобное соглашение, предоставив обычное для таких случаев разрешение», – добавил норвежский премьер. Сухость комментариев Столтенберга объясняется довольно просто: в 2001 году он горячо приветствовал так и не состоявшуюся сделку с Польшей о поставках газа на сумму, превышающую 16 млрд долларов. Тем не менее Польша нашла возможность припасть к норвежским газовым источникам, сделав ставку на прямое участие в проекте освоения месторождений.
Дежавю
В октябре 2005 года Столтенберг стал норвежским премьером второй раз – до этого он возглавлял правительство страны неполных два года из предусмотренного конституцией четырехлетнего срока. В 2000−2001 годах Столтенберг провел переговоры с тогдашним главой правительства Польши Ежи Бузеком, по итогам которых стороны намеревались подписать важнейшее для двух стран газовое соглашение. Договором предусматривались поставки норвежского газа в Польшу в объеме 74 млрд кубометров в течение 16 лет. «Газовый договор с Польшей знаменует исторический прорыв для норвежского газа. Впервые норвежский газ будет доставлен по специально сооруженному трубопроводу в регион Балтийского моря. Это историческое выражение того, как растет объединенная Европа», – заявил Столтенберг.
Подписание многомиллиардного контракта с Польшей позволяло дополнительно решить две важные для Норвегии задачи – строительство нового газопровода давало возможность поставлять газ в восточные части страны, а также в соседнюю Швецию. Дело в том, что из соображений безопасности Норвегия не строит наземных магистральных газопроводов, поэтому соединить западные газоносные провинции с Восточной Норвегией можно только по морю. Район Гренланна (губерния Телемарк), а также регион Кристиансанна испытывали огромный дефицит энергоресурсов и нуждались в поступлении газа.

Существует два пути доставки газа в Польшу: прямой и окольный через Швецию. Источник: NTNU 
В Гренланне планируется строительство газовой ТЭЦ, кроме того, газ необходим для сосредоточенных в этом районе химических производств. «Откроется новая глава в истории Норвегии, когда мы сможем положить газопровод вдоль норвежского и шведского побережья. Это важнейший шаг на пути подачи газа в Восточную Норвегию с перспективами поставок нашим скандинавским соседям. Данное соглашение – начало захватывающей главы в истории норвежской промышленности», – провозгласил норвежский премьер. К сожалению для Столтенберга, ни ему, ни следующему правительству так и не удалось приступить к решению этой проблемы. Только в начале нынешнего года одна из входящих в коалицию партий пообещала, что государственная компания Gassco наконец займется строительством столь необходимой стране нитки газопровода.
Где брать газ?
Теперешние политики обвиняют в срыве договора с Норвегией Лешека Миллера, сменившего Бузека. С резкими заявлениями в адрес бывшего премьера выступали и Марцинкевич, и Наимский, поставившие ему в вину переориентацию на российский газ. Тем не менее у Миллера есть как минимум три веских аргумента, определивших его выбор в сторону России. Во-первых, как утверждает Миллер, российский газ в 2001 году был значительно дешевле норвежского – 115 долларов против 300 за 1 тыс. кубометров. Во-вторых, долговременный договор с «Газпромом» Польша заключила еще в 1993 году и для поставок российского газа не требовалось создания новой инфраструктуры. И наконец, Польша просто не могла принять столько газа, сколько ей предлагала купить Норвегия. Исходя из критериев окупаемости проекта строительства газопровода, Норвегия настаивала на ежегодных поставках в объеме не менее 5 млрд кубометров. Польша просила уменьшить объем поставок до 2,5−3 млрд кубометров, однако подобные уступки могли компенсироваться только увеличением цены на газ, что еще больше умножало издержки польской стороны.
Аналогичная проблема была решена в ходе визита Владимира Путина в Польшу в январе 2002 года. Российская сторона согласилась ежегодно пересматривать объемы поставок исходя из потребностей партнеров. Сегодня Россия обеспечивает около 60% поставок газа на польский рынок, эта норма закреплена в формальных правилах, действующих в PGNiG.
Между тем польский исследователь Адам Гжещак в статье «Холод с Востока», опубликованной в ноябрьском номере журнала «Новая Польша» (2006 год), дал такую оценку стратегии диверсификации PGNiG: «Нашим ответом на Северный газопровод (проект Nord Stream. – „Эксперт С-З“) должен стать газопровод из Норвегии и газопорт, т.е. терминал для перегрузки сжиженного природного газа. Это два главных проекта нынешнего правительства, которые должны сделать нас независимыми от российского газа. Оба проекта базируются на весьма неустойчивой экономической основе, и, скорее всего, их нельзя осуществлять одновременно. Если газопорт и газопровод будут поставлять по 5 млрд кубометров газа ежегодно, мы столкнемся с проблемой излишков дорогого газа (1 тыс. кубометров норвежского газа сейчас примерно на 100 долларов дороже российского), с которыми неизвестно что делать».
Вот как Гжещак описывает газовый баланс Польши: «Всего нам требуется около 14 млрд кубометров газа. Известно, что часть его (6−7 млрд) мы закупим в России в рамках долгосрочного ямальского контракта, хотя концерн PGNiG помалкивает насчет того, установлен ли окончательный объем поставок. Российская сторона требует изменить принципы установления цен, на что польская не соглашается. Вот одна из многих причин нарастающей напряженности». Как пишет исследователь, 1 млрд кубометров газа закупается в Германии, а 3−4 млрд поступает с польских месторождений. Более двух оставшихся миллиардов Польша должна приобретать на спотовых рынках, однако проблема заключается в том, как доставить этот газ потребителю.
Увеличить поставки газа из Германии сегодня технически невозможно: объем лимитирован мощностью единственного газопровода, связывающего польскую и немецкую систему. Летом прошлого года PGNiG подписала с немецкой компанией VNG договор о строительстве стыковочного узла, соединяющего газовые системы двух стран. Как сообщают информационные агентства, это позволит в течение ближайших десяти лет увеличить ежегодные поставки в Польшу на 4,2 млрд кубометров. Новое руководство PGNiG относится к закупкам немецкого газа настороженно. Одна из причин настороженности заключается в лоббировании Германией проекта Nord Stream, а другая – в боязни конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке. Однако ситуация не оставляет пространства для маневра: растущая экономика Польши требует, по некоторым оценкам, увеличения ежегодных поставок газа не менее чем на 3,8%.
Дело – труба
Представляется маловероятным, что Норвегия возьмется за строительство газопровода в Польшу. По оценкам польского исследователя Мачея Янеца, ежегодная польская доля в месторождениях Скарв и Снадд не превысит 600 млн кубометров. Заключать долгосрочные контракты на поставки норвежского газа в объемах порядка 5 млрд кубометров (что оправдывает строительство газопровода) сегодня практически невозможно: спрос на норвежский газ превышает предложение, а после 2010 года на шельфе Норвегии прогнозируется спад добычи. Даже если норвежцы построят газопровод в Данию, Польше придется брать на себя финансирование строительства его датско-польской ветки. Студенты университета Тронхейма еще в 2002 году оценили стоимость подводного газопровода в Польшу из норвежского Корстё, где расположено крупнейшее на западном побережье Норвегии газохранилище. Проект обойдется не менее чем в 2,5 млрд долларов, причем почти половину издержек потребует датско-польский участок.
Строительство газового терминала является более оправданным, однако и в этом случае весьма вероятно, что компания PGNiG будет закупать не канадский или катарский, а российский СПГ. Как известно, «Газпром» собирается строить один из заводов по производству СПГ в Усть-Луге, что сделает поставки в регион Балтийского моря весьма конкурентоспособными. Последние три правительства Польши избегали разрыва связей с российским монополистом. Очевидно, что и сегодня было бы намного дешевле продолжать импортировать российский газ, а не нести бремя новых дорогостоящих проектов.
Осло – Варшава – Санкт-Петербург
Адрес статьи в Интернете: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/12/eksport_gaza/


Hosted by uCoz