Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Сэр Пэлем Грэнвил Вудхауз. Несколько слов о юморе

Внимательный читатель, конечно, заметил, что рассказы мои, в сущности, - юмористические; и теперь самое время предложить ему очерк о юморе, который просто обязан рано или поздно написать каждый член нашей гильдии. В XVI веке "юмор" определяли как "смущение в крови" и, хотя делали это, скорей всего, из вредности, не так уж ошибались. Правда, я бы сказал "смещение". Чтобы стать юмористом, надо видеть мир не в фокусе, другими словами -- страдать небольшим косоглазием. Тем самым, вы относитесь несерьезно к очень важным установлениям, а люди хотят в них верить и тоже смотрят на вас искоса. Статистика говорит нам, что 87,03% косых взглядов обращены на юмористов. Солидный человек все время боится, как бы мы чего не выкинули, словно нянька, чей питомец проявляет склонность к преступности.


Возникает та напряженная неловкость, какая царила в замке, когда по нему бродили шуты. Полагалось их как-то использовать, но особой любви они не вызывали.


-- И что он порет? -- шептал жене король или, скажем, граф. -- А ты еще его подначиваешь! Вот, утром, с этими воронами...


-- Я просто спросила, сколько ворон уместится в жилете бакалейщика. Так, для разговора.


-- А что вышло? Звякая, как ксилофон, он покрякал -- ненавижу эту манеру! -- и ответил: "С утра -- добрая дюжина, а если светит Сириус -- поменьше, роса вредна при цинге". Ну, что это такое?


-- Это юмор.


-- Кто тебе сказал?.


-- Шекспир.


-- Какой еще Шекспир?


-- Ладно, Джордж, успокойся.


-- В жизни не слышал ни про каких Шекспиров!


-- Хорошо, хорошо. Неважно.


-- В общем, ты ему скажи, чтобы он ко мне не лез. А если еще раз треснет этим поганым пузырем, я за себя не отвечаю.


Юмористы чаше всего -- люди мрачные. Причина в том, что они ощущают себя изгоями или, скажем так, экземой на теле общества. Интеллектуалы презирают их, критики -- кое-как терпят, ставя вне литературы. Люди серьезны, и на писателя, не принимающего их всерьез, смотрят с подозрением.


-- Вам все шуточки, а Рим-то горит! -- укоризненно замечают они.


Лучше бы жалеть юмористов, лелеять, они ведь очень ранимы. Огорчить вы их можете в одну секунду, спросив: "Что тут смешного?", а если все-таки засмеялись -- сказав, что они в конце концов "просто юмористы". Слова эти бьют их наповал. Засунув руки в карманы, выпятив губу, они поддают ногой камешки, сопоставляя свою участь с участью бродячей собаки.


Вот почему в наше серое время трудно найти смешной рассказ, не говоря о пьесах. Драматурги соревнуются в мрачности. Поскольку десять пьес из двенадцати с треском проваливаются, можно предположить, что они не правы.


Если бы, поступившись весом и важностью, они стали помягче и повеселей, всем было бы лучше. Нет, я не против кровосмешений и безумия, но всему -- своя мера. Смех тоже не повредит.


В театре давно уже не смеются. Там слышишь только тихий, свистящий звук, который издают встающие дыбом волосы, да резкое кряканье, когда актеры произнесут одно из тех коротких слов, какие прежде употребляли в кабаках низшего пошиба. Вспомнить смешно, что, когда слово "черт" впервые прозвучало на Нью-йоркской сцене (если не ошибаюсь, в пьесе Клайда Фитча), поднялось Бог знает что, вызвали полицию, а может -- и войска.


Конечно, переход будет медленным и нелегким. Поначалу, услышав смех, зрители решат, что кому-то стало плохо, и зашепчутся: "Врача, врача!" Но понемногу привыкнут, и мы снова ощутим в зале не похоронную атмосферу, а что-то более приятное.


Самый печальный юмор в наши дни, я думаю, русский. Чего вы хотите?
Когда живешь в стране, где всю зиму надо тереть снегом посиневший нос, особенно не разрезвишься, даже при помощи водки.


Хрущева, по-видимому, считали заправским шутником (тот, кто так не считал, живя при этом в Москве, таил свои чувства), но ограничивался он эйзенхауэровской шуткой о гольфе и русскими поговорками. Если есть на свете что-то безрадостней русской поговорки, прошу мне об этом сказать. "У нас, -- сообщал он своим соратникам, -- говорят: курица переходит дорогу, а умный человек боится разбойников". Тут лицо его трескалось поперек, глаза исчезали, как устрицы, когда их тушат, -- и соратники догадывались, что если на секунду запоздают со смехом, следующая их работа будет в Сибири. Может быть, придет время, когда Россия обратится к историям о муже и жене или о двух ирландцах на Бродвее, но я в этом не уверен.


Перечитал и заметил, что, по забывчивости, так и не определил, что такое юмор. (Авторы и лекторы вечно спрашивают: "Почему мы смеемся?" Хорошенький у них будет вид!) Итак, определить я забыл. Лучше приведу слова из книги д-ра Эдмунда Берглера "Чувство юмора".


Вот, пожалуйста: "Смех -- зашита против зашиты. Обеими реакциями мы обязаны неосознанному эго. Жесткость суперэго снимается тем, что мы обращаем кару в удовольствие. Суперэго упрекает эго и за такую подмену, а эго создает новую защиту, образуя тем самым триаду, в которую входит смех".


То есть как -- непонятно? Ну, знаете! Молодец, Эдмунд. Так и держи, и не дай тебе Бог засмеяться.





из моего старого архива

Hosted by uCoz