Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Черно-белые шурики

Совсем недавно, в предпрошедшие советские времена жил человек, не знавший полутонов: он либо что-то неуемно хвалил, либо также убежденно ругал. Объекты восхищения и возмущения легко менялись местами. Он все время вступал в разные секты и другие сообщества, построенные по принципу "кто не с нами, тот против нас". Его звали Черно-белый Шурик."Жизнь в антагонизме" (отрывок из текста):

"Чтобы добраться до облаков, мелькавших повсюду, Рамзес решил остановиться и перевести дыхание на Московское время. Когда минута слабости, навеянная природой и длившаяся вечность, прошла, он сел в автомобиль, привязанный к дереву и мерно жующий овес, и поскакал спортивным шагом на работу с которой вот уже месяц как был уволен. Слушая четыре разных радиостанции из единственного динамика в городе, он приплясывал дамским каблуком по педали газа, а педаль тормоза ревновала, хотя давно была уже немолодой. Из радио тонкими струйками льда вытекала и моментально материализовалась информация за проистекший ледниковый период".

Когда я впервые увидела Интернет, он показался мне похожим на мир, описанный в этом тексте и сотворенный тысячами черно-белых шуриков по своему образу и подобию. Экстремизм удачно заполняет собою дыры информационного пространства. Почему? Вроде бы, это - мир, где никого нельзя убить, невозможно даже нанести какие-либо физические повреждения. Материальный ущерб организовать можно, но для этого есть гораздо более эффективные способы. Однако, сколько бы ни спорили материалисты с идеалистами, очевидно, что любому физическому действию предшествует идея о необходимости его совершения. А для любых идей Сеть - дом родной.

Дмитрий Иванов в статье "История Интернета как история мифов" пишет:

"Одно из отличий российского Интернета от западного заключается в том, что в России онлайновые технологии в значительно большей степени были востребованы в политической и медиасреде, нежели в сфере бизнеса...

Фашистов, антисемитов, ультралевых и прочих экстремистов в Интернете не больше, чем в реальной жизни, однако коммуникативные свойства среды позволяют им развивать непропорционально большую активность в информационном пространстве".

Изначально информационное общество, которое активно планировали в Японии в 70-х годах отнюдь не черно-белые шурики, было задумано иным. И.Масуда, глава Института Информационного Общества и один из авторов "Плана информационного общества", представленного Институтом Разработки и Использования Компьютеров (JACUDI), выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, - это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом.

Однако, примерно в те же времена родилась и другая модель. Понятие "глобальная деревня" ввел канадский философ и культуролог М. Маклуэн (1911-1980): "Земной шар, "обвязанный" электричеством, не больше деревни". Все началось со спутника: "Крупнейшая информационная революция произошла, когда Спутник создал новое окружение для всей нашей планеты. Мир природы впервые оказался полностью уложенным в сделанный человеком контейнер... С появлением Спутника вся планета превратилась в глобальный театр, где нет больше зрителей, а есть только актеры."

А потом появился Интернет с его мгновенной связью, благодаря которой исчезает пространство и время: "Изо дня в день вступая в связь друг с другом, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. Они вольно или невольно все основательнее влезают в жизнь друг друга, рассуждая при этом обо всем, что им приходится видеть и слышать... Я не отзываюсь одобрительно о глобальной деревне. Я просто говорю, что мы живем в ней... В глобальной деревне повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение "все времена и пространства сразу" - все мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, созданные и сохраненные человечеством".

Чем отличаются "деревенские" антагонизмы от "городских" объяснять, наверное, не надо. Но тесное пространство - это катализатор их развития, а не причина. Причина находится внутри у жителей глобальной деревни. Несмотря на высокий уровень образования, творческий характер деятельности и немалые достижения в ней, они остаются черно-белыми шуриками. Можно вспомнить о врожденных программах поведения. Но их много - почему срабатывают именно эти?

Оставим этот вопрос этологам, а сами воспользуемся свойством виртуального мира, которое называется "все времена и пространства сразу" и почитаем внимательно ... "Смысл творчества" Николая Александровича Бердяева. Писал он, конечно, не об Интернете, но:

"На вершинах культуры мучит человека противоположность между тем, чтобы создавать что-то, и тем, чтобы быть чем-то. Гении творили, но недостаточно были; святые были, но мало творили. Творчество рождалось из несовершенства и недостатка. Слишком совершенные перестают творить. Есть трагический антагонизм между человеком совершенным как делом Божьего творчества и человеческим совершенным творчеством как делом активности самого человека...

Творчество антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой - совершенству культуры. Творчество в тисках, оно задавлено взаимовраждебными устремлениями - устремлением к совершенству души и устремлением к совершенству культурной ценности... И бесконечно важно вскрыть тройной антагонизм: антагонизм домостроительства ценностей культуры и домостроительства личного совершенства, антагонизм творчества и культуры и антагонизм творчества и личного совершенства...

Трагедия творчества и кризис культуры с особенной остротой переживаются русским гением... Россия во всем и всегда - страна великих контрастов и полярных противоположностей. Низость и холопство духа и головокружительные высоты! Россия - менее всего страна средних состояний, средней культурности... Наше национальное самосознание все еще смутно и хаотично, и поэтому не всегда оно отличает сверхкультурную правду России от докультурного хаоса России".

Интернет - это один из видов культуры - самый молодой, а поэтому и самый быстро меняющийся. Правомочность применения культурологической модели Бердяева к нему кажется спорной? Сама модель вызывает много вопросов? Будем думать и читать, будем меняться сами, не забывая о том, что "главной особенностью Интернета является способность подрывать любые попытки обобщения".

Татьяна Мерсадыкова, tem@computerra.ru



Hosted by uCoz