Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Калининград: как это будет по-прусски?

...Чтобы понять, что такое «загадочная русская душа», иностранцам вовсе не обязательно брать билет до Москвы. Для этого существует Калининградская область.Ну вот представьте: собирает пивные бутылки на светлогорском пляже пожилая женщина в кепке «Рибок» и поношенном плащике - до пенсии она работала в институте - и восторженно рассказывает: «Как же мне повезло, что я здесь живу! Ведь останься я у себя в Калужской области, я так никогда бы и не узнала, что на свете есть море!» И с блаженной улыбкой тянется к мусорному баку за очередной бутылкой...

Море плюется в курортников мутными брызгами, похожими на прокисшее шампанское. Курортники изо всех сил пытаются понять: почему из-за этого клочка земли было столько войн? Из-за холодного моря? Из-за болот и дождей?

За годы своего существования Восточная Пруссия сменила 8 хозяев. Теперь она - российская. И это факт.

Хоть похоже на Россию - только все же не Россия

«Маленький кусочек России» - так «продают» область на международном рынке местные турагентства.

Лукавят, конечно: назвать Калининград Россией ни у кого не поворачивается язык. Странно, что за 56 последних лет здесь не отстроили ни одного православного храма. Только сейчас, спохватившись, на главной площади, аккурат за спиной товарища Ленина, ваяют церковь. А до этого местные жители купола видели только на картинках, а на Пасху и Рождество ходили в старые немецкие кирхи, в которые были аляповато вмазаны русские иконы. Смотрится это примерно так же, как мусульманские полумесяцы в византийских храмах.

Примерно до 1960-х годов здесь почти ничего не строили, будто бы не были уверены в том, что эти земли окончательно наши. Недавно группа преподавателей Калининградского университета выпустила книжку: «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев». В Калининграде ее издавать запретили, назвав «очернительской», поэтому сначала она вышла в Польше и Германии, а потом в Санкт-Петербурге. Ничего крамольного в ней нет, кроме правды: мы заселялись в чужие дома и годами пользовались чужим имуществом, разобрали на кирпичи развалины королевского замка и селили скот на паркетных полах... «Мы просто безбожно уничтожили все, что осталось после немцев, даже хорошее. Это, конечно, было варварством. Но у всех было стремление навсегда искоренить фашизм и пруссачество...» - признавалась в интервью одна из первых переселенок. Со стремлением ничего не получилось, потому что другая переселенка в той же книге пробрюзжала следующее: «Теперь меня родня спрашивает: «А вот немцы придут и дом отберут?» - «Пускай приезжают, я работать буду, никто меня не выгонит».

Их дети рождались светлоглазыми и светловолосыми - то ли климат повлиял, то ли рыба. «Я - россиянин, а мой сын уже нет», - грустно сказал мне президент Клуба калининградских полярников Борис Котельников, имея в виду то, что дети мигрантов Варшаву, Берлин и Прагу знают лучше, чем Москву. И в отличие от других российских провинциалов убежать в столицу не стремятся.

Знаете, в чем они - стопроцентные россияне? В том, что до сих пор вспоминают 1946 год. Ни поляки, ни литовцы, получившие по такому же куску Восточной Пруссии и заселившиеся в такие же дома, угрызениями совести не маются.

Хоть похоже на Европу - только все же не Европа

Третье утро подряд воюю с гостиницей из-за чашки кофе. Ну не хочу я, западные вы наши, жевать в 8 утра ваш ветчинно-колбасный завтрак! Я хочу кофе. Айне тассе каффе, битте - если так понятнее.

«У нас в Европе, - снисходительно объясняет дядя с белгородским акцентом, - принято иметь на завтрак шведский стол». И презрительно хмыкает. Гостиница, к сведению, называется «Москва»...

Здешним жителям ужасно нравится именовать себя европейцами и подчеркивать свою «особость». Называть Калининград Кёнигом, налеплять на автомобильные номера липовые звездочки Евросоюза и, раздувая щеки, говорить: «Мы готовы стать институтом повышения квалификации для российской провинции».

В том, что свободная экономическая зона, на которую все так надеялись, накрылась медным тазом, здесь однозначно винят Москву. За то, что трижды меняла законы, задолбала изменениями таможенных правил и железнодорожных тарифов, а сейчас вообще перекрывает кислород и не пускает калининградцев в Европу.

На европейцев они похожи ровно до того момента, пока не открывают рот. Потому как говорят примерно следующее: «Россия должна платить нам дотации за то, что мы от нее оторваны. И пенсии - за то, что отстаиваем тут ее интересы. И предоставить скидки на все виды транспорта».

Не оторвались вы от России, родные, не обольщайтесь. Мы с вами навеки братья и сестры хотя бы потому, что при каждом удобном случае хором орем одно волшебное слово: «Да-а-а-й!»

150 блокадных грамм с икрой и водкой пополам

«До блокады осталось 365 дней!» - взволнованно известила своих зрителей 1 июля одна местная телекомпания. «364», - напомнила через день. И понеслось...

Суть паники состоит в следующем: через год по требованию Евросоюза Польша с Литвой введут визовый режим, и калининградцы окажутся в клетке. То есть, для того чтобы поехать в Россию, им придется получать транзитные визы. Коснется это и жителей Большой земли. Мы тоже не сможем проехать со своей территории на свою, не пачкая заграничный паспорт.

Решений проблемы предлагалось множество - от идеи прорыть под Балтийским морем туннель до вполне реальных планов организовать паромную переправу из Санкт-Петербурга. Против того, чтобы ездить в поездах без виз, выступают обе стороны: в Европе убеждены, что мы будем выпрыгивать на ходу из вагонов и разбегаться по всему шенгенскому пространству, как тараканы, как это делали чеченцы. (Заметим, правда, что выпрыгивали они исключительно потому, что Литва в пику Москве слишком явно демонстрировала свое дружелюбие. - Ред.) Россию же пугают слова «опломбированные вагоны», в которых нашим гражданам предлагается ехать по литовской земле. Выходом, возможно, был бы железнодорожный коридор через Польшу - всего каких-то сто километров против пятиста литовских. Но поляки при слове «коридор» падают в обморок, потому что один такой коридор у них уже однажды был, данцигский, по которому в этот же самый кенигсбергский анклав ездили немцы, в результате чего и началась вторая мировая война.

Вариант дать всем без исключения жителям области шенгенские визы тоже не нравится обеим сторонам. Евросоюз в качестве защиты выставляет привычный набор штампов: «понаедут проститутки, наркоманы, мафия» (хотя калининградцы ничуть не страшнее поляков или югославов. - Прим авт.), а Россия некстати вспоминает про права остальных своих граждан, которые у всех должны быть равными.

Но на самом деле за этой телеэкранной битвой прячутся совсем иные страхи. Евросоюз не наших граждан боится, а нелегальных иммигрантов из Азии и Африки, которые будут сыпаться из поездов, как горох, поскольку договор, по которому Россия обязана была бы принимать их обратно, до сих пор не подписан.

Россия же опасается совсем другого. Не того, что немцы могут заявить претензии на Восточную Пруссию. Россия боится, что независимости захочет сама Калининградская область. Это вам не Татарстан и не Чечня. Здесь, на минуточку, живут самые что ни на есть русские россияне.

Как это будет по-прусски?

«Вадим Храппа, великий прусский писатель», - скромно представился он.

Я не ослышалась - действительно прусский, а не русский. Классный, кстати, писатель, во всяком случае, его рассказ-утопия «Белая рыба» по-настоящему впечатляет!

Это о том, о чем сейчас все говорят: как в городе Балтийске (бывшем Пиллау) происходит антимосковский путч, Россия ночью тайно угоняет свой флот, Евросоюз грозит Москве санкциями, а посольство Пруссии в Вильнюсе завалено заявлениями от литовских снайперов...

Это, конечно, фантазия. Но вот в каком виде этот продукт поступает на «сарафанное радио»: «Будем отделяться. Порты у нас есть, янтарь есть, нефть есть, войска есть. Проживем. Пруссия до войны кормила всю Германию. И мы себя не прокормим?» - решительно объявил мне первый попавшийся на пути водитель-частник. Остальные произвольно выбранные таксисты высказывались короче: «Надо отваливать. И чем быстрее - тем лучше!»

А еще сокрушались: «Эх, продули наши футболисты в финале!» - имея в виду немцев. И бросали в адрес москвичей: «Эти русские...»

Не надо на них обижаться. Это от неуверенности.

Главного идеолога калининградского сепаратизма зовут Сергей Пасько, он возглавляет Балтийскую республиканскую партию и охотно фотографируется под флагом со значком, удивительно напоминающим эмблему НАТО.

- Мировоззрение калининградцев, - объясняет Пасько, когда-то заехавший сюда с Сахалина, - формировали дух Восточной Пруссии, особый архитектурный стиль и контакты с Литвой и Польшей. Калининградцы более цивилизованны.

Суть программы, которую отстаивает Пасько, - сделать Калининградскую область ассоциированным членом Российской Федерации. Жить на берегу моря, кушать копченых угрей и шантажировать Родину-маму референдумом о независимости, получая с этого дивиденды.

Это поначалу. Что потом? Вовсе не то, что вы подумали. «Москва боится не того, что мы помашем ручкой. Что погрозим кулаком! - многозначительно намекнул Пасько. - И тогда за нас может заступиться демократическое сообщество. С 1 по 15 марта вокруг области произошло то, что осталось неизвестным для большинства россиян. Около границ было сосредоточено 3 дивизии НАТО, а к берегам подошли 140 единиц флота. И цель не скрывалась: защита свободного выбора молодого балтийского государства от возможной агрессии с востока... Через 363 дня мне и моим землякам сильно достанется из-за тупости федеральных властей. Закончится это референдумом о государственности!» - закончил он. И довольно хихикнул.

Я все решала: на какую разведку он работает? Если на нас - почему не создает вооруженные отряды? Если на Запад - почему болтает столько лишнего? Значит, все-таки на нас...

А все остальные сепаратисты? Год назад в Калининграде вышла занятная книжка «Свободная зона и особый статус», на обложке - царь-колокол с отколовшимся кусочком, на котором начертано «Калининградская область». Авторы - четыре известных местных юриста. Тратить на книжку 88 рублей вовсе не обязательно, все это мы уже читали в 1989 году, правда, вместо слов «Калининградская область» там было написано «Литва, Латвия и Эстония». Ну, например: «Стало очевидно, что Калининградская область нуждается в твердой валюте. «Мягкий» российский рубль для калининградской экономики является источником повышенной нестабильности»... А вот статья из будущей конституции: «Государственным языком Калининградского субъекта Российской Федерации на всей его территории является русский». Это вы, ребята, погорячились. Зачем вам наш великий и могучий? Давайте уж по-вашему. По-прусски. И не забудьте пригласить на трон новгородского губернатора. Какой-никакой - а все ж Прусак.

Весь этот сыр-бор крутится только из-за одного вопроса: права калининградцев на свободное передвижение по Шенгенской зоне. Так может, Европа рискнет и - даст? И тогда разведчику Пасько повысят звание, писатель Храппа продолжит писать прусские сказки, а Евросоюз не получит головную боль в виде очередной молодой демократии, которую придется кормить следующие 300 лет...
Галина САПОЖНИКОВА. (Наш спец. корр.). Калининград - Москва.

Фото автора и из архивов редакции.


СУДЬБА АНКЛАВОВ
Анклавов, подобных калининградскому (если быть точным - это полуанклав), в мире сейчас почти не осталось. Есть лишь заморские владения у бывших великих колониальных держав, таких, как Англия, Франция, Голландия. В основном это острова, расположенные в нескольких десятках тысяч километров от метрополий. Помимо дорогостоящих перелетов, местные жители не испытывают никаких неудобств, ведь они являются полноценными гражданами этих стран.

Самый крупный из ныне существующих анклавов - штат Аляска, отделенный Канадой от остальной территории США. С небольшой натяжкой анклавом можно назвать Гибралтар - владение Англии под носом у Испании. Одно время его жители могли попасть в Европу лишь через Лондон. Но недавно и испанская граница для них была открыта.

Самым знаменитым анклавом был Западный Берлин, окруженный территорией ГДР. Одно время туда можно было добраться только на самолете, но затем власти ГДР и ФРГ договорились о железнодорожном и автомобильном коридорах. Правда, транспорт должен был двигаться по социалистической Германии без остановки и под контролем спецслужб.
Максим ЧИЖИКОВ.


Кто и когда владел Восточной Пруссией?
1239 год - Тевтонский орден.
1454 - Польша.
1626 - Швеция.
1657 - Бранденбург (объединение с Пруссией).
1758 - 1762 - царская Россия.
1871 - Германия.
1945 - 1991 - Советский Союз.
c 1991-го - Россия.


Что мы можем потерять?
7 незамерзающих портов.
Янтарный карьер.
30 санаториев и пансионатов, 140 км побережья.
Кафедральный собор и могилу Канта.
Прибалтийскую судоверфь «Янтарь».
Аэродром и железнодорожный вокзал.
Завод по выпуску «БМВ» и КИА.
Нефтяное месторождение.
Почти 4 тысячи спидоносцев.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ...
...Ох, зарыдают Польша и Литва!

Знаете, кто больше всего пострадает от введения виз? Поляки и литовцы. Представьте тысячи машин с польскими номерами, которые их владельцы, натужно кряхтя, толкают к таможенному посту на границе. Это бизнес: дотолкать авто до России, заправить полный бак, утолкать обратно в Польшу (экономия!), немедленно слить горючее и опять встать в очередь...

Литовцы, прошедшие советскую закалку, действуют хитрее. Мобилизуют калининградских бомжей на сбор стеклотары за стопарик самогона и сдают бутылки в Литве с тройным наваром... Так что их плачи по поводу открытых границ надуманны. Как и условия, которые они нам выставляют.

Российско-литовский договор о границе до сих пор не подписан. В руках России, таким образом, мощный козырь, поскольку без этого договора в ЕС Литве хода нет. А почему он не подписан, знаете? Потому что мемельский край с незамерзающим портом Клайпеда решением Потсдамской конференции был дарован Советскому Союзу, а не Литве, которая (если верить постперестроечным летописцам) в это время была оккупирована...

То есть Россия может выторговать у Литвы хоть транзитный коридор, хоть кухню, хоть спальню с эркером. И с Польшей тоже может поторговаться, переименовав ненавистный «коридор» в «маршрут» или «направление». Так что никакой патовой ситуации в Калининграде нет. Есть искусство дипломатии и два варианта: черный и белый.

Первый означает опломбированные вагоны и въезд в Калининградскую зону по спецпропускам, как это было в советские времена (что калининградцам очень нравилось. - Ред.). В этом же пакете могут идти тотальный запрет Интернета и отключение программ немецкого и польского телевидения. Чего, разумеется, не произойдет.

Второй вариант, наоборот, предполагает максимальную открытость Калининграда для иностранцев, облегченный визовый режим для жителей области и свободный въезд для остальных россиян. От России в этом случае требуется не так уж много: договор с Евросоюзом о возвращении нелегальных иммигрантов, выдача заграничных паспортов всем калининградцам, включая военных, закон о защите иностранных инвестиций и несколько лет относительной стабильности.

И тогда Калининградская область имеет все шансы стать туристической Меккой, если, конечно, согласится открыть для туристов дюны, которыми сегодня можно любоваться лишь с литовской стороны, вернет Калининграду его разрушенное войной кенигсбергское тело, и усилит свое культурное присутствие. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что роль награды за победу над Германией, которую достают из шкатулки только по праздникам, у калининградской земли не единственная.

KP

Hosted by uCoz