Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Русская община в стране фьордов.

Настоящая публикация посвящена истории русской общины Королевства Норвегия.

Появление русских людей на территории современной Норвегии уходят корнями в период викингов (в древнерусских летописях - варягов) и Киевской Руси. В период же между 1680-ми и концом 1920-х гг. их присутствие было напрямую связано с коммерческими связями между поморами Русского Севера и жителями соседней области Финнмарк в Северной Норвегии, известными в истории, как "поморская торговля".

Внимания заслуживает и факт нахождения останков становищ русских зверобоев на островах архипелага Свальбард, датируемых началом 18-го века, упоминаемый в диссертации норвежской исследовательницы Торы Хюльтгреен из Музея Университета Тромсё. В соответствии же с гипотезой российских ученых считается, что открытие этого архипелага и его первое промысловое освоение принадлежит русским северянам - поморам, которым Шпицберген был известен уже в XIV-XV вв. Они считали открытую ими землю частью Гренландии и потому назвали ее Грумант. Здесь велся пушной и китобойный промысел, и поморы оставили на архипелаге не мало свидетельств о своем пребывании, например, деревянные кресты, которые помимо религиозного значения выполняли роль навигационных знаков, иные останки судов и поселений, промысловые инструменты.

Однако, несмотря на эти факты и близкое географическое соседство наших стран, история русской эмиграции в Норвегии на удивление коротка. Вплоть до революции 1917 года в Норвегии практически не было русской общины. Зато в мае 1920 года, после разгрома белой армии генерала Евгения Миллера на Севере России, пароход "Кузьма Минин" доставил в норвежский порт Тромсе свыше 1000 российских беженцев. Часть из них вскоре уехала из Норвегии в другие страны Европы и США, а часть осталась и осела сначала в Лиллехаммере, а затем и в Христиании, переименованной в январе 1925 г. в Осло, где было создано "Российское эмигрантское общество".
Естественно, из-за своей малочисленности русская эмиграция в Норвегии не смогла создать существенной культурной среды и представляла собой скорее «провинцию» Зарубежной России. Вместе с тем, послужив дальнейшему знакомству Норвегии с русской культурой, она сумела вписать своеобразную страницу в историю взаимоотношений двух стран.

Лев Троцкий и Норвегия

Норвегия в судьбе Льва Троцкого (Лейбы Давидовича Бронштейна, 1879–1940) возникла в самый сложный период его жизни - в период изгнания. В 1929 г., опираясь на решение Политбюро ЦК ВКП(б), И. Сталин выслал Троцкого из СССР. Весной 1935 г. Троцкий обратился за разрешением на въезд в Норвегию, где к власти к тому времени пришла рабочая партия, один из лидеров которой Улаф Шефло симпатизировал Троцкому. Ответ на свою просьбу Троцкий получил только в июне и виза была выдана всего на 6 месяцев, которые растянулись для него на полтора года.

Русское Православие в Норвегии

В начале ХХ века православных приходов в Норвегии не существовало, если не считать небольшой части исконного населения провинции Финнмарк - саамов, издавна исповедующих православие. Россия – ближайшая к Норвегии православная страна, и именно русские принесли сюда православие в начале ХХ века.

В Осло, носившем в те времена название Христиания, имелась как российская миссия, так и небольшая русская колония вокруг нее, возглавляемая консулом Христофором Кристи. Однако, эта община была слишком мала для того чтобы создавать на ее базе постоянный приход. Вместо этого для отправления религиозных обрядов - крещения, венчания и отпевания – периодически приглашали православного священника из русской церкви в Стокгольме. Перемены начались вскоре после революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны, когда миллионы беженцев из России оказались в Европе. Некоторое их количество прибыло и в Норвегию. Первой публичной православной службой в Христиании стала панихида по убиенной царской семье, отслуженная священником Румянцевым в помещении российского консульства в присутствии короля Хокона, дипломатического корпуса и членов русской колонии, как сообщалось газета Tidens Tegn от 7 августа 1918 г.

В 1921 – 1929 гг. богослужения и другие религиозные мероприятия проводились эпизодически -по инициативе то одного, то другого общества. Местом их проведения было либо помещение российской миссии, либо школа Вестхейм. Православные вынуждены были приглашать для церковных служб священников из православного прихода в Стокгольме.

В 1929 г. была создана инициативная группа по организации православного прихода в Осло. Помощник настоятеля стокгольмского храма, о. Александр Рубец, поставил необходимым условием образования прихода объединение усилий членов обоих русских обществ. 8 апреля 1931 г. состоялось «Генеральное собрание» всех проживающих в Осло православных христиан. Собрание приняло резолюцию о создании православного прихода и назначило его настоятелем стокгольмского священника Петра Румянцева. Таким образом в апреле 1931 года в Осло был официально открыт первый на норвежской земле приход православной церкви Святого Николая.

В русской до- и послереволюционной эмиграции православные приходы всегда были важным объединяющим фактором для людей, оказавшихся далеко от Родины. Часто приходы становились настоящими центрами русской культуры, где кроме сугубо церковного делания занимались также русским искусством: музыкой, литературой, изобразительным искусством, языком. В наше время Русская Православная Церковь в Норвегии определяет своей главной задачей организацию живой и благодатной церковной жизни, однако в ней имеет свое место и русская культура как выразитель русского православного духа.

Военное лихолетье

Во время второй мировой войны в "Страну фьордов" пришел еще один поток выходцев из СССР – советских военнопленных, которых немцы пригоняли для работ на военных заводах и рудниках в Норвегии. Сюда в сопровождении свиты приезжал генерал Власов. В их присутствии в Храме Святого Николая в Осло была отслужена литургия с целью завоевания поддержки со стороны русских эмигрантов и пленных в концлагерях Норвегии в деле борьбы с Советской властью, за их вступление в Русскую Освободительную Армию. Однако большого успеха миссия генерала Власова не имела.

Во время Второй мировой войны на территории Норвегии существовало 400 лагерей для военнопленных. С восточного фронта в них было привезено около 100 000 советских солдат и офицеров. Большинство из них работали на строительстве береговых оборонительных сооружений. Не всем им было суждено выжить. Около 14 тысяч наших русских воинов остались навечно лежать в земле Норвегии. Небольшая часть выживших советских военнопленных после войны осела по разным причинам в стране, но большинство вернулось на Родину. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны, а память наша будет всегда хранить их имена и события тех лет.

Многие пожилые норвежцы хорошо помнят советских военнопленных, с некоторыми из которых они познакомились, вместе работая. После освобождения, многие из них оставили норвежцам свои домашние адреса в СССР. Но они больше никогда не смогли узнать что-либо о них снова. Позже стало известно, что те, кто отваживались писать письма в Норвегию, рисковали попасть в КГБ.

В послевоенные годы, и особенно с началом "холодной войны", российская община в Норвегии практически не росла и оставалась весьма немногочисленной.

Эмиграция из стран СНГ в Норвегию в постсоветсткий период

Всплеск интереса к Норвегии пришелся на начало экономических реформ в 1992 г. с открытием границ и образованием Баренцева региона. В Мурманск, Архангельск и Карелию направились многочисленные делегации норвежцев, стали проводиться различные конференции и тематические семинары. Таким образом у нас завязалось множество личных контактов с ними.

Открытие границ и восстановление прямых связей с Норвегией дало толчок новой волне иммигрантского бума. В Норвегию в поисках заработка и сытной жизни ринулись многие бывшие совграждане как из Мурманска и других городов Кольского полуострова, так и из прочих регионов России и стран СНГ. Среди них были разные люди: новоявленные "новые русские", вездесущие "челноки", потерявшие работу на Родине мурманские и архангельские рыбаки, ставшие ненужными в "суверенных государствах" бывшие офицеры Советской Армии, "жрицы любви" и преступные авторитеты. Русские "дамы легкого поведения", приезжавшие в конце каждой недели со всего Кольского полуострова на заработки в Норвегию, одно время являлись едва ли не самым больным пограничным вопросом в российско-норвежских отношениях. До сих пор в СМИ Норвегии темы "русской проституции" и "русской мафии" являются одними из самых ходовых.

К концу 1990-х годов приток русскоязычных мигрантов в Норвегию существенно спал. Многие иммигранты уехали в другие страны или вернулись домой, не найдя для себя работы в "Стране викингов и троллей". Некоторые остались и живут на государственные пособия для безработных, другие выучили норвежский язык, женились на норвежках и смогли как-то устроиться.

В настоящее время в Норвегии проживают свыше 3,5 тысяч русскоязычных. Кроме них на острове Шпицберген в архипелаге Свальбард, недалеко от г. Лонгьир, живут около тысячи российских и украинских шахтёров, добывающих вахтовым методом уголь. У них есть целое поселение - г. Баренцбург.

Самый русский город в Норвегии – это находящийся в двух километрах от российской границы Киркенес. Здесь русскоязычные составляют аж 10 процентов всего 5-тысячного населения, таблички с названиями главных улиц дублируются на кириллице, а в местной библиотеке есть даже русская секция, в ряде школ преподают русский язык.

Норвежцы в шутку называют Киркенес "маленьким Мурманском". В городе работает "Самовар-театр", проводятся русские детско-юношеские фестивали. В большинстве своем русские в Норвегии это нынешние и бывшие жены норвежцев и их дети, российские рыбаки, работающие на норвежских хозяев, есть также и небольшое число предпринимателей, врачей, преподавателей, ученых, музыкантов и т.д.

По данным Центрального Статистического Бюро Норвегии, в начале 2003 г. в стране проживало более 6 600 русских и украинцев, у которых родилось 1 100 детей, считающихся иммигрантами второго поколения. В норвежской северной губернии Финнмарк с выходцами из России заключается около 40% браков.

Небольшие русские общины существуют сегодня также в Осло, Тромсё, Будё и некоторых других городах Норвегии. В стране издаётся газета "Русский Бульвар".
Дата публикации 18-Мая-2004
http://www.homeru.com/news/mod-subjects-viewpage-pageid-107.html

Hosted by uCoz