Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

Конституция Королевства Норвегия

С поправками на 23 июля 1995

 

А. Форма правления и религия

Статья 1

Королевство Норвегия - свободное, независимое, неделимое королевство. Формой его правления является ограниченная наследственная монархия.

Статья 2

Все жители Королевства имеют право на свободу вероисповедания.

Евангелическо-Лютеранская религия - официальная религия Государства. Жители, исповедующие ее, обязаны воспитывать своих детей подобающим образом.

 

В. Исполнительная власть, Король и Королевская Семья

Статья 3

Исполнительная власть облечена в Короле, или в Королеве если она унаследовала Корону в соответствии с пунктами Статьи 6 или Статьи 7 или Статьи 48 настоящей Конституции. В том случае, если Исполнительная Власть облечена в Королеве, она имеет все права и обязанности, которыми в соответствии с настоящей Конституцией и Законами Государства обладает Король.

Статья 4

Король должен всегда исповедовать Евангелическо-Лютеранскую религию, и поддерживать и защищать ее.

Статья 5

Особа Короля священна; он не может быть осужден или обвинен. Король ответственен перед Советом.

Статья 6

Порядок престолонаследия - прямой, при котором только законный ребенок Королевы и Короля, или один из тех, кому дано на это право может унаследовать престол. При этом предпочтение должно отдаваться старшим родственникам по ближайшей линии.
Не рожденный ребенок должен быть также среди тех, кому дано право на престол. Он или она занимает положенное место в наследственной линии сразу после появления на свет.

Право престолонаследия не принадлежит лицу, которое не состоит в прямом родстве по отношению к лицам происходящим от последних правящих Короля или Королевы, или их брата или сестры, или если он сам или сама является их сестрой или братом.

В случае рождения Принцессы или Принца, обладающих правом престолонаследия, ее или его имя и дата рождения должна быть сообщена Стортингу на его ближайшей сессии и внесена в его протокол.

Для рожденных до 1971 года, Статья 6 Конституции, в том виде в каком она была принята 18 Ноября 1905 года, должна оставаться в силе. В отношении рожденных до 1990 года не должно применяться преимущественное право мужчины по отношению к женщине.

Статья 7

В случае отсутствия Принцессы или Принца, обладающих правом престолонаследия, Король может предложить Стортингу своего наследника. Стортинг вправе не согласиться с выбором Короля.

Статья 8

Предельный возраст Короля устанавливается законом.
При достижении указанного возраста, он должен публично сложить с себя полномочия.

Статья 9

При вступления в полномочия Король должен дать следующую клятву перед Стортингом: "Я обещаю и клянусь управлять Норвегией в соответствии с Конституцией и Законами; да поможет мне Господь Бог, Всемогущий и Всеведающий".

В том случае, если в это время в сессии Стортинга - перерыв, клятва должна быть дана письменно в Государственном Совете и торжественно повторена на ближайшей сессии Стортинга.

Статья 10

(утратила силу)

Статья 11

Король должен оставаться в Королевстве и не может без согласия Стортинга, находиться за его пределами свыше 6 месяцев подряд. В ином случае он лишается права на Корону.

Король не может принимать другую корону или правительство без согласия Стортинга, для чего требуется две трети голосов его состава.

Статья 12

Король самостоятельно выбирает Государственный Совет из норвежских подданных, наделенных правом голоса. Этот Совет должен состоять из Премьер-министра и, по крайней мере, семи остальных членов.

Больше половины членов Государственного Совета должны исповедовать официальную религию Государства.

Король распределяет обязанности среди членов Государственного Совета по своему усмотрению. При непредвиденных обстоятельствах, кроме обыкновенных членов Государственного Совета, Король может назначить любого другого норвежского подданного, кроме членов Стортинга, заседать в Государственном Совете.

Муж и жена, родители и дети или два представителя рода одного и того же поколения не могут одновременно заседать в Государственном Совете.

Статья 13

Во время своих поездок в пределах Королевства, Король может делегировать управление Королевством Государственному Совету. Государственный Совет управляет от имени Короля и в его пользу. Государственный Совет должен неукоснительно соблюдать положения настоящей Конституции, так же как и специальные указания Короля, которые тот вправе давать в поддержку Конституции.

Решения Государственного Совета принимаются большинством голосов. В случае разделения голосов поровну, Премьер-министр, или в его отсутствии - главнейший член Государственного Совета среди присутствующих, обладает двумя голосами.

Государственный Совет представляет отчет Королю о принятых решениях.

Статья 14

Для оказания содействия Членам Государственного Совета, Король вправе назначить Государственного Секретаря, полномочия которого лежат вне компетенции Государственного Совета. Каждый Государственный Секретарь обязан действовать в пользу и по указаниям того Члена Государственного Совета, к которому он прикреплен.

Статья 15

(утратила силу)

Статья 16

Король осуществляет надзор за всеми общественными церковными службами и богослужениями, всеми собраниями и сходами, затрагивающими вопросы религии и гарантирует что все общественные преподаватели религии следуют предписанным им нормам.

Статья 17

Король вправе издавать и отменять ордонансы, затрагивающие коммерцию, таможенные тарифы, весь экономический сектор и полицию; это, однако не должно противоречить Конституции или Законам принятым Стортингом (что описывается далее в Статьях 77, 78 и 79). Такие ордонансы должны носить временный характер вплоть до следующего собрания Стортинга.

Статья 18

По общему правилу Король обязан обеспечить сбор налогов и пошлин, установленных Стортингом.

Статья 19

Король гарантирует использование и управление собственностью Государства способом, определенным Стортингом в лучших интересах общества.

Статья 20

Король, в качестве члена Государственного Совета имеет право помилования преступников, после вынесения приговора. Виновный имеет право принять или не принять Королевское помилование.
В делах, в которых Одельстинг предстает перед Судом Импичмента, никакого иного помилования, кроме избавления от смертной казни быть не может.

Статья 21

Король после консультаций с Государственным Советом делает назначения на все высшие гражданские, духовные и военные должности. До назначения такие лица должны принести присягу, или, если согласно закону они освобождены от этого, - торжественно объявить повиновение и преданность Конституции и Королю. Высшие должностные лица, не являющиеся норвежцами по национальности, могут быть, согласно закону, освобождены от этой обязанности. Королевские Принцы не могут занимать высшие гражданские должности.

Статья 22

Премьер Министр и другие члены Государственного Совета, а также Государственный Секретарь, могут быть распущены Королем без каких-либо судебных решений, в случае если Король услышал мнение Государственного Совета по этому поводу. Такое же правило применяется и к высшим гражданским должностным лицам правительства или дипломатических и консульских служб, лицам, занимающим высшие духовные должности, командующим полками или иными воинскими формированиями, командирам фортов и военных кораблей. Вопрос о предоставлении пенсий, уволенным по этому правилу лицам, решается ближайшим заседанием Стортинга. До этого времени они продолжают получать жалование в размере 2/3 от их предыдущей заработной платы.

Полномочия иных должностных лиц по представлению Короля могут быть лишь приостановлены. В этом случае вопрос об их виновности должен быть без промедления рассмотрен судом.

Все должностные лица, без предварительного решения суда освобождаются от своей должности по достижению, установленного законом возраста.

Статья 23

Король вправе наградить тех лицам, которых он посчитает достойными. Такие награждения должны быть объявлены публично. Награждения не освобождают никого от несения обычных обязанностей и повинностей гражданина. Это также не предоставляет преимуществ при допуске к высшим должностям государства. Лица, занимающие высшие должности и торжественно освобожденные от этого, сохраняют за собой звание и ранг своей службы. Это правило не применяется к Членам Государственного Совета и к Государственным Секретарям.

Впредь запрещается представление каких-либо наследственных привилегий.

Статья 24

Король назначает и увольняет по собственному усмотрению начальника Королевской обслуги и Представителей Суда.

Статья 25

Король является Верховным Главнокомандующим сухопутными и морскими военными силами Королевства. Численность военных сил Королевства не может быть увеличена или сокращена без согласия Стортинга. Стортинг дает согласие на использование военных сил Королевства за пределами Норвегии, а также на привлечение иностранных военных сил на территорию Королевства, за исключением случаев, когда такое привлечение направлено отражение нападения на страну.

Статья 26

Король вправе созывать войско для участия в военных действиях по защите Королевства. Королю также принадлежит право заключать мир, заключать и денонсировать соглашения, посылать и принимать дипломатических посланников.

Соглашения по вопросам особой важности, и во всех случаях, по делам для которых в соответствии с Конституцией, необходимо принятие нового закона или решения Стортингом, вступают в силу после одобрения Стортингом.

Статья 27

Все члены Государственного Совета обязаны посещать его заседания. Решение Государственного Совета может быть принято не менее, чем половиной его членов.

Член Государственного Совета, не исповедующий официальную религию, не может принимать участия в заседаниях по вопросам, затрагивающим Государственную Церковь.

Статья 28

Предложения по назначению на высшие посты министерств (и по другим важным вопросам), должны быть представлены в Государственный Совет, тем его членом, который представляет данное министерство. Решения по вопросам, относящимся к военному командованию (в рамках, определяемых Королем) могут быть освобождены от обсуждения В Государственном Совете.

Статья 29

Если член Государственного Совета законно отстранен от участия в заседаниях и представления вопросов своего ведомства (министерства), Король, для этих целей, вправе временно назначить другое лицо.

Если, таким образом, отстранена от участия в заседаниях половина членов Государственного Совета, недостающее их количество должно быть назначено для работы в Государственном Совете на временной основе.

Статья 30

На всех заседаниях Государственного Совета ведется протокол. Сведения по дипломатическим и военным вопросам, которые Государственный Совет посчитает секретными, необходимо вносить в специальный протокол.

Каждый член Государственного Совета вправе свободно и открыто выражать свое мнение, которое Король обязан выслушать. Однако Королю принадлежит право принимать решения по собственному усмотрению.

Каждый член Государственного Совета, считающий, что решения Короля противоречат форме правления или законам Королевства, или же наносят ущерб Королевству, несет обязанность принести протест против такого решения и требовать внесения его особого мнения в протокол заседания. Если лицо не воспользовалось этим правом, считается, что оно было согласно с Королем. В этом случае оно ответственно за последующие решения, и может быть привлечено Одельстингом к ответственности перед Судом Импичмента.

Статья 31

Все принятые Королем решения, для вступления в силу требуют подписи. Решения, по вопросам военного командования, должны быть подписаны лицом, представившим вопрос. Другие решения подписываются Премьер Министром, или, в случае его отсутствия - иным высшим членом Государственного Совета.

Статья 32

Решения, принятые Правительством во время отсутствия Короля должны быть подписаны от Его имени в Государственном Совете.

Статья 33

(утратила силу)

Статья 34

Король должен делать распоряжения о титулах для тех лиц, которые вправе унаследовать Корону.

Статья 35

При достижении 18 лет, наследник (наследница) Короны вправе участвовать в заседаниях Государственного Совета. В этом случае, наследник не имеет права голоса и не несет ответственности.

Статья 36

Принцесса или Принц, обладающие правом наследования Короны Норвегии не могут вступить в брак без согласия Короля. Они также не могут принимать Корону другого государства без согласия Короля и двух третей представителей Стортинга.

Если она или он нарушают это правило, они и их дети лишаются права на Трон Норвегии.

Статья 37

Королевский Принц или Принцесса несут персональную ответственность только перед Королем, или другим уполномоченным им лицом.

Статья 38

(утратила силу)

Статья 39

В случае если после смерти Короля наследник Трона не достиг установленного возраста, Государственный Совет должен немедленно созвать заседание Стортинга.

Статья 40

До достижения Королем совершеннолетия, условия правления определяются Стортингом. До решения Стортинга, ответственность за управление Королевством несет Государственный Совет.

Статья 41

В том случае, если Король находится за пределами Королевства (за исключением, случаев когда он исполняет обязанности Верховного Главнокомандующего) или болен и не может посещать заседания правительства, наследник, наделенный правом на Трон, должен руководить правительством, в качестве временного исполнителя Королевских Полномочий. Для осуществления этого права, наследник должен достигнуть совершеннолетия. В остальных случаях Королевством руководит Государственный Совет.

Статья 42

(утратила силу)

Статья 43

Опекунов для несовершеннолетнего Короля выбирает Стортинг.

Статья 44

Принцесса или Принц, который в соответствии со Статьей 41 руководит правительством, должен принести следующую присягу в письменной форме: "Я обещаю и клянусь, что Я буду править в соответствии с Конституцией и Законами, да поможет мне Господь Бог, Всемогущий и Всеведающий".

В случае, если в сессии Стортинга, в это время перерыв, присяга должна быть принесена в Государственном Совете, а позже и Стортинге.

Принцесса или Принц, однажды принесшие присягу, не должны повторять ее в будущем.

Статья 45

При прекращении руководства правительством, опекуны должны представить отчет об этом Королю и Стортингу.

Статья 46

Если в соответствии со Статьей 39 Стортинг не был созван Государственным Советом, обязанность созвать Стортинг (по истечении 4 недель) переходит в исключительную компетенцию Верховного Суда.

Статья 47

В том случае, если родители несовершеннолетнего Короля умерли, не оставив письменных распоряжений о его воспитании, надзор за воспитанием Короля осуществляет Стортинг.

Статья 48

В случае, если Королевская Линия прервалась, и не существует ни одного наследника Трона, новый Король или Королева выбирается Стортингом. До этого времени, Исполнительная Власть осуществляется в соответствии со Статьей 40.

 

С. Права граждан и Законодательная Власть

Статья 49

Народ осуществляет Законодательную Власть через Стортинг, состоящий из двух палат: Лагтинг и Одельстинг.

Статья 50

Правом голоса обладают граждане Норвегии, мужчины и женщины, которые достигли 18 лет на год проведения выборов.

Предел, в соответствии с которым граждане Норвегии, в день голосования находящиеся вне Королевства, но удовлетворяющие требованиям, изложенным выше допускаются к голосованию, определяется законом.

Закон определяет правила, применяющиеся к людям, которые на день голосования страдают от серьезного умственного заболевания.

Статья 51

Правила о составлении регистрационных списков и регистрации граждан в таких списках, определяются законом.

Статья 52

(утратила силу)

Статья 53

Правом голоса не обладают:

a) лица, приговоренные судом к наказанию, за преступления, установленные законом.

b) лица, без согласия Правительства служащие на пользу другого государства

c) (утратил силу)

d) уличенные в покупке права голоса, продаже своего собственного или в голосовании на более чем одном избирательном участке

e) (утратил силу)

Статья 54

Выборы проводятся каждые четыре года, в конце сентября.

Статья 55

Порядок проведения выборов устанавливается законом. Споры, возникающие по поводу права голоса разрешаются должностными лицами, ответственными за проведение выборов. Их решения могут быть апеллированы в Стортинге.

Статья 56

(утратила силу)

Статья 57

Количество представителей, избираемых в Стортинг, составляет 165 человек.

Статья 58

Каждая область образует избирательный округ.

157 членов Стортинга, избираются как представители областей. Остающиеся 8 представителей избираются для достижения наибольшей пропорциональности.

Представители областей Королевства распределяются в следующем порядке: 8 человек избираются от Эстфолля, 15 от Осло, 12 от Акерсхуса, 8 от Хедмарка, 7 от Опплана, 7 от Бускерю, 7 от Вестфольда, 6 от Телемарка, 4 от Ауст-Агдера, 5 от Вест-Агдера, 10 от Ругалана, 15 от Хуралана, 5 от Согн-о-Фьюране, 10 от Мёре-о-Ромсдаля, 10 от Сёр-Треннелага, 6 от Нур-Треннелага, 12 от Нурланна, 6 от Трумсе, и 4 от Финнмарка.

Статья 59

Каждый муниципалитет образует избирательный округ.

Выборы проводятся отдельно в каждом избирательном округе. Для представления своей области, на избирательных участках в Стортинг избираются представители (со своими заместителями).

Выборы представителей областей основываются на принципе пропорционального представительства. Места в Стортинге распределяются между политическими партиями в следующем порядке:

Общее количество голосов, поданных за каждую партию в отдельно взятой области, делится на 1.4, 3, 5, 7, и так далее, пока общее их количество не будет поделено на соответствующее количество мест, которые партия может ожидать. Партия, получившая в соответствии с этим правилом наибольший коэффициент, занимает первое место, партия получившая второй по величине коэффициент, занимает второе место и так далее, пока не распределяются все места. Если несколько партий получают одинаковый коэффициент, бросается жребий. Правило связанных списков запрещены.

В целом, места распределяются таким образом, чтобы на основе соотношения общего количества голосов, поданных за каждую партию по всему Королевству, достичь наибольшей степени пропорциональности. В сумме, партии получают столько мест в Стортинге, сколько они набирают в каждой области. Если в соответствии с этим правилом, 2 или более партии получают равное право на отдельное место в Стортинге, предпочтение отдается партии, получившей наибольшее количество голосов. Если партия в соответствии с таким распределением получила большее количество мест, распределение мест между другими партиями рассчитывается без учета голосов поданных за вышеуказанную партию.

Партия, получившая менее 4 процентов голосов, в целом по Королевству, не получает права на места в Стортинге.

Места, в целом, полученные партией распределяются между ее кандидатами в соответствии с предпочтением избирателей. Места в Стортинге получают в первую очередь кандидаты, внесенные в списки с наибольшими итоговыми коэффициентами.

Статья 60

Вопрос о возможности и порядке голосования без личного посещения установленного места голосования устанавливается законом.

Статья 61

Для получения права голоса, а также права быть избранным в Стортинг, всякое лицо должно прожить в Королевстве не менее 10 лет.

Статья 62

Лица, занимающие должности в правительственных министерствах, кроме Государственных Секретарей, или лиц, занимающих (занимавших) должности в Суде, не могут избираться в качестве представителей в Стортинг. Это правило также применяется в отношении лиц, занятых в дипломатической или консульской службах.

Члены Государственного Совета не могут посещать заседания Стортинга в качестве народных представителей. Это правило применяется также в отношении Государственных Секретарей.

Статья 63

Обязанностью каждого избранного представителя является принятие им своей должности, за исключением случаев, когда:

a) Представитель избран вне области, где ему предоставлено право голоса.

b) Он, будучи представителем, посетил все сессии Стортинга предыдущего состава.

c) Ему исполнилось 60 лет, самое позднее в год проведения Всеобщих Выборов.

d) Он является членом политической партии и избран по незарегистрированному списку кандидатов.

Если кто-либо избран представителем без ограничений на принятие своей должности, он в соответствии с законом, должен заявить о принятии или непринятии своего избрания.

Равным образом, законом должно быть предусмотрено, каким образом и в какой срок, лицо, избранное представителем от двух или более областей должно определить - какое избрание оно принимает.

Статья 64

Полномочия избранных представителей подтверждаются верительными грамотами, законность которых должна быть утверждена Стортингом.

Статья 65

Каждый представитель и его заместитель получают от Казначейства, предусмотренную законом компенсацию за проезд в Стортинг и обратно, а также из Стортинга домой и обратно, в течение каникул, длящихся, по крайней мере, 14 дней.

Представитель также получает вознаграждение за посещение Стортинга.

Статья 66

На представителей не может быть наложен арест во время их следования в Стортинг и обратно, равно как и во время их пребывания в Стортинге. Исключение составляют случаи, когда они обвиняются в публично совершенных преступлениях. Представители не могут преследоваться за мнения, высказанные в Стортинге. Каждый представитель в своей работе должен руководствоваться принятыми внутренними правилами.

Статья 67

Представители, избранные в соответствии с вышеизложенными правилами образуют Стортинг Королевства Норвегии.

Статья 68

Как правило, Стортинг должен собраться на свое первое заседание в первый рабочий день октября. Собрание проводится в столице Королевства, если Король по исключительным обстоятельствам, (например, враждебное вторжение или эпидемия) не определит для этой цели другой город Королевства. Такое решение должно быть вовремя объявлено.

Статья 69

Стортинг может быть созван Королем, в случае если он найдет это необходимым.

Статья 70

(утратила силу)

Статья 71

Каждый новый состав Стортинга работает в течение 4 лет.

Статья 72

(утратила силу)

Статья 73

Стортинг выбирает 1/4 своих членов, которые составляют Лагтинг. Остальные представители формируют Одельстинг. Данная процедура должна проводиться на первом заседании Стортинга. Избранный в таком порядке Лагтинг должен оставаться в одном и том же составе, за исключением текущего замещения освобождающихся вакансий.

Каждая палата проводит свои заседания отдельно, избирает своего Председателя и Секретаря. Ни одна из палат не может заседать при отсутствии более половины своих членов. Законы, вносящие поправки в Конституцию требуют присутствия не менее 2/3 членов Стортинга.

Статья 74

После избрания Стортинга, Король или другое назначенное им лицо, открывает первое заседание с речью, в которой он информирует Стортинг о состоянии дел в Королевстве и обращает особое внимание на отдельные вопросы, которые он посчитает важными. В присутствии Короля дебаты запрещаются.

После открытия первого заседания Стортинга, Премьер Министр и члены Государственного Совета имеют право посещать любую палату Стортинга. Также как и члены Стортинга эти лица имеют право принимать участие открытых сессиях, выступать с речами. Право участия в закрытых сессиях, может быть предоставлено им соответствующей палатой.

Статья 75

Стортинг вправе:

a) принимать и отменять законы, устанавливать налоги и сборы, таможенные пошлины и иные общественные платы, которые действуют в течение текущего года. Для продолжения своего действия такие платы требуют ежегодного подтверждения в Стортинге;

b) делать займы от имени Королевства;

c) осуществлять надзор за финансами Королевства;

d) выделять денежные средства на расходы правительства;

e) определять размер выплат Королевскому двору, равно как и вознаграждение Королевской Семье, которое не может состоять из реальной собственности;

f) рассматривать отчеты и документы Государственного Совета;

g) обсуждать все конвенции и соглашения, заключенные Королем в пользу Государства, с иностранными государствами;

h) вызывать любое лицо (кроме Короля и членов Королевской Семьи), по государственным делам; данное исключение не применяется к Королевским Принцам, занимающим любую общественную должность;

i) рассматривать списки жалований и пенсий и вносить необходимые изменения;

j) (утратил силу)

k) назначать пять аудиторов, которые ежегодно проверяют Государственные Счета и публикуют отчеты. Для этой цели аудиторам, распоряжением Стортинга, за 6 месяцев до конца года должны предоставляться все необходимые документы; устанавливать условия, в соответствии с которыми ведутся правительственные счета;

l) назначать лицо (не члена Стортинга), осуществляющее надзор за государственной службой и всеми лицами, занятыми в ней. Данное лицо следит за возможными нарушениями прав конкретных граждан;

m) натурализовать граждан

Статья 76

Каждый закон сначала представляется в Одельстинг, либо одним из его членов, либо правительством через Государственный Совет.

В случае принятия закона он отсылается в Лагтинг, который либо утверждает его, либо отвергает. В последнем случае, закон возвращается в Одельстинг, с внесенными поправками. Одельстинг либо откладывает решение данного вопроса, либо вновь отсылает его в Лагтинг (с должными изменениями или без них).

В случае, если закон повторно отвергается Лагтингом, Стортинг собирается на пленарное заседание и большинством голосов в 2/3 решает судьбу данного законопроекта.

Перерывы между такими обсуждениями должны составлять не менее 3 дней.

Статья 77

После того, как закон утвержденный в Одельстинге, принимается Лагтингом или пленарным заседанием Стортинга, он отсылается Королю для одобрения.

Статья 78

Если Король одобряет законопроект, он ставит свою подпись, после чего тот становиться законом.

Если Король не одобряет законопроект, то он возвращает его в Одельстинг с замечанием о нецелесообразности принятия данного закона. В этом случае закон должен быть повторно представлен Королю Стортингом.

Статья 79

Если законопроект был принят двумя сессиями Стортинга (проведенными не подряд) разных созывов, и между первым и последним одобрением не последовало никаких расхождений, Стортинг вправе представить его Королю, с петицией о том, что Его Величество не может отказать в принятии выгодного закона, прошедшего основательное обсуждение. Такой законопроект подлежит принятию, до конца сессии Стортинга, даже если Король не согласен.

Статья 80

Стортинг остается в сессии столько времени, сколько посчитает это необходимым и заканчивает слушания после того, как закончит все прения.

В соответствии с внутренним регламентом, принятым Стортингом, его работа может быть возобновлена, но она не должна заканчиваться позднее последнего воскресения сентября.

В пределах этого времени Король должен обнародовать свое решение относительно еще не принятых законопроектов (Статьи 77 и 79) либо одобрением либо отклонением. Законопроекты, в отношении которых он не предпринимает никаких действий, считаются отклоненными.

Статья 81

Все акты (за исключением упомянутых в Статье 79) составляются от имени Короля, под печатью Королевства Норвегии и в следующей форме: "Мы, Х, публично объявляем, что Нам было представлено решение Стортинга от упомянутой выше даты (далее приводится само решение). Мы соглашаемся и утверждаем решение, равно как соглашаемся и утверждаем данный закон от Нашего Имени и под Печатью Королевства Норвегии".

Статья 82

(утратила силу)

Статья 83

Стортинг вправе заслушивать мнение Верховного Суда по вопросам права.

Статья 84

Работа Стортинга проводится в открытых сессиях, и ее содержание публикуется в печати, за исключением случаев, когда большинство решает противоположное.

Статья 85

Любое лицо, которое подчиняется приказу, цель которого - умаление свободы и безопасности Стортинга, признается виновным в государственной измене.

 

D. Судебная власть

Статья 86

Суд Импичмента в качестве первой и последней инстанции, выносит решение по делам, инициированным Одельстингом против членов Государственного Совета, Верховного Суда или Стортинга, за совершение ими преступлений во время выполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные правила, касающиеся обвинения Одельстингом в соответствии с данной статьей определяются законом. Тем не менее, срок исковой давности по делам, рассматриваемым в Суде Импичмента, не может составлять менее 15 лет.

Постоянные члены Лагтинга, и назначенные на постоянной основе члены Верховного Совета являются судьями Суда Импичмента. Положения, содержащиеся в Статье 87 применяются к составу Суда Импичмента, в отдельных случаях. В Суде Импичмента председательствует глава Лагтинга.

Член Лагтинга, заседающий в Суде Импичмента, не может оставить Суд если срок, на который он избран в качестве представителя Стортинга, истекает до того, как Суд Импичмента вынес решение по делу. Если его полномочия как члена Стортинга прекращаются по любой другой причине, он также уходит в отставку с поста судьи Суда Импичмента. Это правило применяется и к судьям Верховного Суда, являющимися членами Суда Импичмента, когда они уходят в отставку в качестве членов Верховного Суда.

Статья 87

Обвиняемый и лицо, действующее в пользу Одельстинга в судебном процессе, вправе заявить отвод в отношении такого количества членов Лагтинга и Верховного Совета, которое позволит остаться в качестве судей Суда Импичмента, 14 членам Лагтинга 7 членам Верховного Суда. Каждая сторона судебного процесса имеет право сделать отвод равного количества членов Лагтинга. Обвиняемый вправе сделать отвод на одного человека больше, если число лиц, подлежащих отводу, не делится пополам. Это правило применяется и к отводу членов Верховного Суда.

Если в процессе несколько обвиняемых, они делают отвод совместно, в соответствии с законом. Если право на отвод не использовано, члены Лагтинга и Верховного Суда в количестве превышающем 14 и 7 человек соответственно, должны отстраниться от дела, что производится при помощи жребия.

Перед вынесением решения часть судей Суда импичмента должна отстраниться при помощи жребия таким образом, чтобы в составе Суда осталось 15 судей, из них максимум 10 должны быть членами Лагтинга и 5 - судьями Верховного Суда.

Председатель Суда Импичмента и Председатель Верховного Суда не могут быть отстранены при помощи жребия.

Если Суд Импичмента не может быть составлен из вышеуказанного числа членов Лагтинга или Верховного Совета, дело не может рассматриваться и решение выносится, без состава Суда, численностью как минимум в 10 судей.

Порядок, в соответствии с которым, избирается состав Суда Импичмента, определяется законом.

Статья 88

Верховный Суд имеет право выносить решения в качестве последней инстанции. Не могут быть установлены ограничения на право представления дел Верховному Суду.

Верховный Суд состоит из Председателя и как минимум 4 других членов.

Статья 89

(утратила силу)

Статья 90

Апелляции на решения Верховного Суда не подаются.

Статья 91

Кандидатам на должность члена Верховного Суда должно быть не менее 30 лет.

 

E. Общие положения

Статья 92

На главные должностные посты Государства могут быть назначены только те норвежские граждане, мужчины или женщины, владеющие языком Страны, которые одновременно с этим:

a) рождены в Королевстве родителями, бывшими в то время подданными Государства;

b) или рождены в иностранном государстве норвежскими родителями, не состоявшими в гражданстве иного государства;

c) или прожили в Королевстве в течение 10 лет;

d) или были натурализованы Стортингом;

Другие лица, могут быть назначены преподавателями в университетах и иных высших учебных заведениях, практикующими врачами и юристами за границей.

Статья 93

В целях сохранения мира и международной безопасности или сотрудничества наций, Стортинг большинством в 3/4 голосов вправе дать согласие на передачу части властных полномочий, международной организации, в деятельности которой участвует или будет участвовать Норвегия. Не могут быть переданы полномочия по изменению Конституции. Для принятия такого решения, равно как и для внесения поправок в Конституцию, необходимо присутствие не менее 2/3 членов Стортинга.

Положения данной Статьи не применяются к членству в международных организациях, чьи решения имеют только рекомендательный характер для Норвегии.

Статья 94

Первый или, если это невозможно, второй созыв Стортинга должен установить порядок разработки нового гражданского и уголовного кодекса. Одновременно с этим, применяемые в настоящее время законы Государства, должны оставаться в силе, если они не противоречат Конституции или впоследствии принимаемым законам.

Действующие налоги также остаются в силе до созыва Стортинга.

Статья 95

После вступления в силу нового кодекса не может предоставляться защита от гражданского ареста или моратории.

Статья 96

Никто не может быть осужден не по закону или наказан без судебного решения. Допрос пыткой запрещен.

Статья 97

Закон обратной силы не имеет

Статья 98

Когда должностным лицам Суда Справедливости произведены выплаты, никакие иные платежи не могут быть выплачены Казначейством по тем же основаниям.

Статья 99

Никто не может быть арестован, за исключением случаев и в порядке, предусмотренном законом. В случае незаконного ареста или незаконного задержания, должностное лицо виновное в этом, несет ответственность.

Правительство вправе применять военную силу против граждан Государства, способами предусмотренными законом, за исключением случаев, когда собрание нарушает общественное спокойствие и не расходится немедленно после того, как представителем гражданской власти были три раза зачитаны Статьи Свода Законов, касающиеся бунтов.

Статья 100

Пресса является свободной. Никто не может быть наказан за публикации, какого бы содержания они не были, за исключением случаев, когда лицо сознательно и явно не подчиняется законам, устоям религии, морали или законной власти или отказывается от выполнения приказов или незаконно обвиняет кого-либо или подстрекает к этому окружающих. Каждый свободен открыто выражать свое мнение по поводу действий Власти и по любым другим предметам.

Статья 101

Новые правила, устанавливающие ограничения на свободу торговли и промышленности запрещаются.

Статья 102

Обыски частных домов не могут производится вне следствия по уголовным делам.

Статья 103

Не допускается предоставление убежища для должников, после того как они стали банкротами.

Статья 104

Земля и товары не подлежат конфискации.

Статья 105

Если благосостояние Государства требует передачи движимой и недвижимой собственности лица в публичное использование, ему гарантируется компенсация со стороны Казначейства.

Статья 106

Доходы от использования церковной собственности принадлежат духовенству и должны направляться на развитие образования. Собственность благотворительных учреждений должна использоваться непосредственно данными учреждениями.

Статья 107

Право наследования поместий и право первого сына на наследование не должно отменятся. Стортинг первого или второго созыва определяет условия, в соответствии с которыми данные права сохраняют силу для обеспечения выгоды Государства и сельского населения.

Статья 108

Впредь запрещается образование графств, баронств, привилегированных сословий.

Статья 109

По общему правилу, каждый гражданин Государства независимо от происхождения и благосостояния, в течение определенного периода несет воинскую повинность.

Осуществление этого положения и необходимые ограничения, определяются законом.

Статья 110

Обязанностью Государства признается создание условий, при которых работоспособное лицо в состоянии зарабатывать себе на жизнь.

Положения, дающие право служащим объединять свои интересы, устанавливаются законом.

Статья 110 a

Обязанностью Государства признается сохранение и развитие языка, культуры и образа жизни народности Саами.

Статья 110 b

Каждый имеет право на благоприятную для здоровья окружающую среду, продуктивность и разнообразие которой подлежит защите. Природные ресурсы должны использоваться исходя из долгосрочных соображений, соблюдающих права будущих поколений.

В целях обеспечения вышеупомянутого права, граждане имеют права на получение от государства информации о состоянии окружающей среды, и о планируемых или начатых, работах, могущих привести к ее изменению.

Власти Государства определяют условия выполнения этих норм.

Статья 110 c

Обязанностью Государственной власти признается уважение и обеспечение прав человека. Порядок выполнения данного правила определяется законом.

Статья 111

Форма и цвета Норвежского Флага устанавливаются законом.

Статья 112

Если обстоятельства требуют того, чтобы в Конституцию Королевства Норвегии были внесены поправки, предложение об этом должно поступить в Стортинг, (в течение первой, второй или третьей сессии после выборов). О поступивших предложениях Стортинг сообщает общественности. В течение данных сессий, Стортинг решает вопрос о необходимости внесения поправок. Предлагаемые поправки не должны противоречить конституционным принципам, но относиться лишь к изменению отдельных положений, не меняющих смысл Конституции. Для принятия поправок необходимо решения Стортинга в 2/3 голосов.

Поправка, принятая к Конституции, согласно вышеуказанному порядку, должна быть подписана Председателем и Секретарем Стортинга, после чего она отсылается Королю для обязательного обнародования.

 

Перевод Дмитрия Екимова
2001



Hosted by uCoz